Итоговый отчет о проведении реставрационных работ
В воскресенье 11 декабря 2022 года в нашем приходском доме состоялась встреча прихожан с научным руководителем работ по реставрации настенных росписей в нашем храме С.О. Завгородним. Собравшимся Сергей Олегович рассказал о всём том, что было открыто в нашем храме в ходе реставрационных работ. Публикуем материалы выступления.
Фасадная живопись
Историю бытования фасадной монументальной живописи можно условно разделить на три основных этапа.
Первый этап – середина XIX в. В это время были расписаны только фронтоны трапезной: на южной стене была изображена композиция «Пророк Елисей с огненным восхождением пророка Илии», на северной – «Николай Чудотворец спасает патриарха от потопления». Живопись на закомарах четверика отсутствовала.
Второй этап – рубеж XIX-XX вв. Появляется живопись на закомарах четверика. Предположительно, время создание этой живописи 1898г., когда проводились значительные строительные работы, связанные с перестройкой колокольни. На этот временной маркер также указывает ещё одно обстоятельство. Дело в том, что изображения четырех евангелистов на закомарах четверика являются повторением одноименных рисунков, выполненных рукой палехского иконописца Дмитрия Корина, датируемых 1892г.
В течение следующих полутора десятка лет живопись была поновлена, а затем в нишах закомар были установлены щиты с изображениями святых. В это же время меняются композиции на фронтонах: на южной стене появляются две поясные фигуры пророка Елисея и Николая Чудотворца, на северной – ростовая фигура Николая Чудотворца.
Третий этап – начало 1980-х гг. В этот период выполняется поновление живописи, существенно исказившее авторское цветовое и композиционное решение.
В ходе реставрационных работ были выполнены пробные удаления масляных записей 1980-х годов проведено лабораторное исследование материалов стенописи. В результате был выявлен авторский красочный слой, техника исполнения – масляная живопись на известковой штукатурке.На основании результатов проведенных исследований были составлены методические рекомендации, которые послужили в дальнейшем опорой в проведении комплексной реставрации монументальной живописи на фасадах. В ходе производственных работ был укреплен красочный слой и штукатурное основание, удалены масляные записи 1980-х гг. В результате была раскрыта авторская живопись с разной степенью сохранности.
На фронтонах трапезной были найдены ранние композиции, датируемые сер. XIX в. На северном — «Николай Чудотворец спасает патриарха Афанасия от потопления», на южном — «Пророк Елисей с огненным восхождением пророка Илии». К сожалению, на последней композиции фигура пророка Елисея была утрачена. Также, на всех композициях закомар был практически утрачен фон. В ходе работ были уточнено наименование композиций. Так, например, на центральной закомаре северной стены размещено изображение Тихвинской иконы Богоматери. Рядом с Ней изображена св. мц. Наталия, а на восточной стене – св. Анна.
При решении «экспозиционного вида» были выполнено тонирование красочного слоя с элементами реконструкции. В качестве аналогов использовались цвето-тоновые решения сохранившихся фрагментов авторской живописи.
Наименование композиций
Закомары четверика, живопись конца XIX – начала ХХ вв.
Южная стена: «Св. Иустин Философ», «Спас Вседержитель», «Св. Василий Великий».
Северная стена: «Свт. Алексий, митрополит Московский», «Богоматерь Тихвинская», «Св. Наталия».
Восточная стена: «Евангелист Лука», «Св. Дмитрий Солунский», «Св. Анна», «Евангелист Марк».
Западная стена: «Св. Спиридон Тримифунтский», «Евангелист Матфей», «Богоматерь Казанская», «Евангелист Иоанн».
Фронтоны трапезной, живопись середины XIX в.
Южный фронтон: «Пророк Елисей с огненным восхождением пророка Илии».
Северный фронтон: «Николай Чудотворец спасает патриарха Афанасия от потопления».
Ниша южной стены трапезной: Композиция «Воскресение Христово», конец XIX – начало ХХ вв.
Всего 17 композиций.
Трапезная с приделами
Точной даты первоначальной росписи нам не известно, но можно предположить, что выполнена она была после пожара 1812г.
Согласно историческим сведениям, в 1816-1820 годах была выполнена перестройка трапезной и колокольни. В Клировой ведомости 1826 года содержится упоминание о том, что приделы построены вновь «тщанием господина коллежского асессора Василия Стефановича Окулова вместо бывших ветхих», а материал от разобранной Елисеевской церкви был передан Воскресенскому храму, и часть его пошла на строительство двух каменных «палаток для дров и угольев», а остальное распродано, и «на вырученную сумму сделан иконостас в холодной церкви». В 1826г. церковь была вновь освящена после «возобновления» и ремонта.
Известно, что настенная роспись многократно поновлялась в 1870-1880 годах, в 1898г. и в 1908г. Также в советский период проводились реставрационные работы: в 1960-х, 1970-х, 1982-83 годах. Следует отметить, что все эти поновления и ремонты носили локальный характер. Отсюда – на разных композициях разное количество красочных слоев, и главное, первоначальные слои разновременные. Вследствие этого, в ходе реставрации было проведено исследование каждой композиции с целью выявления первоначального красочного слоя, определения степени его сохранности и уточнения его датировки. В результате проведенных реставрационных работ было установлено, что в интерьерах трапезной части и приделах храма есть живопись первой половины, середины, конца XIX в, начала ХХ в, а также живопись, выполненная в советскую эпоху.
В ходе реставрационных работ было проведено локальное укрепление красочного слоя и штукатурного основания, удалены поверхностные загрязнения, копоть, лак, а также потемневшие масляные записи, значительно искажавшие первоначальный вид стенного письма. Раскрытая авторская живопись тонирована с воссозданием утраченных фрагментов.
Наиболее значимой находкой можно считать композицию в своде алтаря Никольского придела «Слово плоть бысть», первая половина XIX в. Это очень редкий иконографический извод изображения Спасителя Младенца, прототипом которого послужила гравюра из Библии Иоганна Кристофа Вайгеля, изданной в 1695г. Сама живопись демонстрирует высокое исполнительское мастерство, при этом манера исполнения некоторых ликов указывает на то, что автор этого произведения был знаком с традициями изображений конца XVIII в.
К тому же времени можно отнести раскрытую от поздних записей композицию в своде алтаря Елисеевского придела «Коронование Богоматери». Живопись обрела свою первоначальную колористику, изображения стали выразительнее в силе образов и пластике рисунка.
В том же алтаре на восточной стене из-под сплошных малярных покрасок раскрыта композиция «Распятие Христа с предстоящими» (конец XIX в). В ходе этой работы выявились значительные утраты авторской живописи, в том числе на изображении лика и правой руки Спасителя. Вследствие того, что возле этой стены свое постоянное место обрела деревянная Голгофа, было принято решение совместить это скульптурное изображение Распятого Христа с композицией на плоскости стены. Живопись была тонирована в цвет и тон авторского красочного слоя с локализацией утраты в районе изображения Спасителя. Сама утрата тонирована на четверть тона светлее автора в условной манере с элементами реконструкции утраченных фрагментов.
Ещё одним из значимых результатов проведенной работы стала реконструкция полуфигурных изображений святителей в парусах свода Никольского придела. В ходе изучения материалов отчёта реставрации 1980-х годов, а также проведения пробных раскрытий было установлено, что авторский красочный слой начала ХХ в. сохранился только на композиции «Григорий Богослов». На остальных композициях – «Василий Великий», «Иоанн Златоуст», «Николай Чудотворец» первоначальная живопись не сохранилась. Эти образы были написаны в 1980-е гг., при этом их художественное качество и исполнительское мастерство было невысоким. В связи с этим была предложена, а затем выполнена их реконструкция с учётом цвета, тона и рисунка авторской росписи начала ХХ в. Решено было отказаться от удаления живописи 1980-х годов, она была укрыта консервационным шпаклевочным слоем с малярной сеткой. По подготовленной таким образом поверхности было выполнено их воссоздание по картонам, утверждённым реставрационной комиссией.
Также на восточной стене Никольского придела из-под сплошных малярных покрасок была раскрыта композиция «Рождество Христово», нач. ХХ в. Это изображение – реплика с одноименной композиции, выполненной рукой М.В. Нестерова для Владимирского собора в Киеве. Эскиз этой композиции из собрания Третьяковской галереи послужил образцом для тонирования утрат красочного слоя.
В ходе данной работы было учтено мнение Председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина.
Фото: Наталья Пьетра