ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ

История храма

История храма восходит ко временам Иоанна Грозного. Тогда церковь была деревянной. Она посвящена празднику обновления (освящения) главной святыни христианского мира – храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме. Успенским вражком в древности назывался глубокий овраг с пролегавшим на дне ручьем между Никитской и Тверской улицами, на краю которого издавна стоял храм в честь Успения Богородицы (ныне – Газетный переулок, 15). По преданию, еще в XVI веке ручей в пору паводков и больших дождей так разливался, что с Тверской на Никитскую добирались на лодках и плотах. Позднее на месте оврага образовался переулок. Сначала его назвали Вражским, потом Воскресенским, впоследствии он получил имя потомков Якова Вилимовича Брюса, сподвижника Петра I, талантливого ученого и генерал-фельдмаршала. (В 30-е годы XVIII века его племянник, граф Александр Брюс, приобрел здесь усадьбу (ныне дом № 2/14 по Брюсову переулку). Во владении Брюсов, потомков шотландских королей, с середины XVII века живших в России, усадьба находилась почти сто лет, и за переулком закрепилось название Брюсова. Кстати, Яков Александрович Брюс служил московским генерал-губернатором с 1784 по 1786 год).

3а свою долгую историю храм пережил немало значимых для города событий, таких как возвращение патриарха Филарета из девятилетнего польского плена, пожары, смуты...

Так, в 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. После этого наш храм был выстроен заново уже каменным (к 1634 году).

Когда в ходе Отечественной войны 1812 года Москва была захвачена Наполеоном, храм был разорен, а затем окончательно опустошен, как и все ближайшие к нему постройки, охватившим наш город пожаром.

В 1818-1822 годах разобрали обгоревшую трапезную и шатровую колокольню. На их месте возвели новые колокольню и трапезную в классическом стиле. С 1820 года был учрежден южный (правый) придел храма, посвященный пророку Елисею – в память о существовавшей до пожара Елисеевской церкви, по имени которой и доныне называется Елисеевский переулок. Северный (левый) придел еще с XVII века посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В 1826 году храм после завершившегося ремонта заново освятили. В 1897 году трехъярусная колокольня была перестроена по проекту архитектора А.Ф. Мейснера: два верхних яруса заменили новыми, верх завершили фигурной главкой. После революции 1917 года уже не внешним неприятелем и не пожаром, а представителями большевистской власти, насаждавшей безбожие, были опустошены и разрушены многие окрестные церкви, но храм Воскресения по воле Божией остался действующим и приобрел значение одного из главных центров духовной жизни московской интеллигенции. В на

В нашем храме провожали в последний путь выдающихся деятелей русской культуры: Екатерину Гельцер, Георгия Леонидова, Марию Максакову, Веру Борисенко, Ивана Козловского, Доримидонта Михайлова, Александра Пирогова, Клавдия Птицу, Ольry Андровскую, Софию Пилявскую, Анатолия Кторова, Святослава Рихтера, Нину Дорлиак, Иулиана Рукавишникова, Андрея Гончарова, Никиту Богословского, Наталию Бессмертнову, Елену Лавровскую-Чиквандзе, Татьяну Шмыгу, Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других. 

Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, он сохранил традиции богослужения, церковного пения и многовековую духовную связь поколений. А во времена массового закрытия окрестных храмов Воскресенская церковь стала новым домом для многих древних икон из разоренных приходов. Так, в храм были переданы чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», «Страстная», Казанская, а также иконы святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его святых мощей, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и многие другие. 

Один из былых настоятелей нашего храма, протоиерей Николай Поспелов, подвергся аресту при изъятии церковных ценностей в 1922 году, когда из храма вывезли свыше семи пудов серебра и фунт жемчуга. Его приговорили к расстрелу, который в последний момент был заменен ссылкой. Отбыв наказание, отец Николай вновь вернулся в храм Воскресения Словущего, где прослужил в общей сложности тридцать три года. 

Широко известны имена и других пастырей нашего прихода. Среди них заслуженные московские протоиереи Михаил Голунов (1940-1944), Иоанн Соболев (1945-1949), Николай Бажанов (1945-1951), Григорий Разумовский (1945-1950), Борис Писарев (1950-1951), Владимир Елховский (1951-1977), Михаил Орлов (1954-1957), Николай Рафальский (1958-1959), Николай Соловьев (1952-1957), Сергий Вишневский (1977-1980), Леонид Ролдугин (1965-1982), Геннадий Огрызков (1984-1992); видный богослов и проповедник, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протопресвитер Виталий Боровой (1984-2008).

В 2014-2017 годах в нашем храме служил известный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.

С начала 20-х годов ХХ века в храме служил епископ Иоанн Соколов (в 1934-1936 годах – почетный настоятель храма, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, экзарх Украины; ум.1968).

В 1929 году в храм Воскресения Словущего из закрытого большевиками соседнего храма святых Космы и Дамиана в Шубине перевели священника Петра Ильина (ум. 1951). Отец Пётр служил в нашем храме до 1938 года. Впоследствии он принял монашество с именем Иларий и в 1945-1951 годах был епископом, а затем архиепископом Чебоксарским и Чувашским.

В 1953 году штатным священником нашего храма был иерей Виктор Коноплёв, ставший впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием (ум.1988).

С 1968 года храм стал постоянным местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, председателя Издательского отдела Московской Патриархии. Владыка Питирим, служивший здесь более тридцати лет до своей кончины в 2003 году, составил целую эпоху в жизни прихода. В трудные советские годы Владыка находил возможности привлекать к служению Церкви многих одаренных молодых людей, для которых храм Воскресения Словущего становился началом их церковного пути. Так, с 1981 года здесь трудился чтецом, а с 1983 года – иподиаконом Григорий Алфеев, ныне митрополит Волоколамский Иларион, управляющий Будапештско-Венгерской епархией.

Старостой храма долгие годы был Николай Петрович Кириллов (ум. 1979), один из первых русских авиаторов, человек тонко понимавший и ценивший церковное искусство. Многие иконы при нем реставрировали опытные мастера, его трудами был собран иконостас Никольского придела, иконы в нем подобраны в стиле XVI-XVII веков.

В 1981 году в храме случился пожар, от которого пострадала северная часть главного придела. В процессе реставрации в центральной части обнаружили роспись 1830 года, которая была покрыта слоем позднейших росписей. Композиция представляет изображение интерьера храма Воскресения подмосковного Новоиерусалимского монастыря. Реставрация продолжилась до 1983 года. Тогда же был построен двухэтажный корпус, где разместили крестильню, трапезную и прочие вспомогательные службы.

Современность

С марта 2012 года настоятелем храма Воскресения Словущего назначен митрофорный протоиерей Николай Балашов, доктор богословия Московской Духовной академии (2006), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (рукоположен в сан священника в 1989 году).

Штатные священники храма – иерей Алексий Харламов, выпускник Московской Духовной академии (рукоположен в священнический сан в 16 июня 2007 года, зачислен в клир храма в 2012 году) и выпускник Московской Духовной академии – священник Павел Карев (рукоположен в священнический сан в январе 2012 года, а в июне назначен в храм Воскресения Словущего). В 2023 году сверхштатным клириком в наш храм назначен иерей Антоний Борисов, выпускник Московской Духовной академии (рукоположен в священнический сан 7 июля 2010г.)

В храме служит протодиакон Николай Пянзин (с 1997 года; рукоположен в 1985 году), а также с 2014 года внештатным клириком служит диакон Димитрий Богута.