Ход реставрационных работ

Весной 2018 года сотрудники «Архитектурно-реставрационного товарищества» приступили к реставрации настенной живописи алтаря и четверика храма Воскресение Словущего на Успенском вражке.

На момент начала реставрационных работ поверхность стенописи и лепного декора была покрыта слоем пылевых загрязнений и копоти, лаковый слой потемнел. Местами наблюдались участки шелушений и вздутий красочного слоя, а также локальные участки отслоения штукатурки. Поверхность алтаря и свода четверика покрыта записями и ретушами.

По сведениям из архивных документов, в 1981-1983 годах в храме уже проводилась комплексная реставрация стенописи. Одним из главных результатов этих работ было раскрытие авторской живописи из-под многослойных записей. Однако впоследствии на некоторых участках стен и сводов авторская живопись вновь была закрыта поздними поновлениями. Особенно это заметно в алтаре и на своде четверика храма. В некоторых же случаях наиболее ранние и ценные участки авторской живописи так и не были раскрыты.
Перед реставраторами были поставлены задачи по консервации стенописи и приведения ее к экспозиционному виду. К настоящему моменту выполнено укрепление красочного и штукатурного слоя, удалены загрязнения, копоть и потемневший лак. Помимо этого, проведено масштабное исследование участков стенописи, покрытых поздними слоями поновлений. Выполнены многочисленные послойные и пробные раскрытия авторской живописи. Результаты этих работ свидетельствуют о наличии первоначального авторского слоя на стенах и сводах четверика и алтаря.

Сейчас реставраторы выполняют раскрытие первоначальной авторской живописи. Эта реставрационная операция выполняется послойно, небольшими участками и требует от специалиста максимального внимания и терпения.

По завершении расчисток в местах утрат поверхности стенописи будет нанесен реставрационный грунт, живопись тонирована и покрыта защитным слоем лака.

Реставраторы регулярно знакомят настоятеля храма с ходом работ. Отец Николай вместе со старостой А.А. Кузнецовым осматривает результаты пробных раскрытий живописи. В результате реставрации была найдена авторская живопись предположительно первой половины XIX века. По мнению реставраторов, точнее атрибутировать живопись можно после полного ее раскрытия из-под записей.

Фотофиксация реставрационных процессов

Фото 1. Свод четверика. Восточный склон. Новозаветная Троица: общий вид в процессе реставрации.

Фото 2. Свод четверика. Восточный склон. Ангелы (фрагмент). В процессе реставрации. Пробное удаление поверхностных загрязнений и копоти. Так ведется отработка метода удаления, определение оптимального состава материалов.

Фото 4. Свод четверика. Южный склон. Ангелы (фрагмент). После удаления поверхностных загрязнений и копоти. Видны контрольные участки копоти.

Фото 7. Свод четверика. Фрагмент лепного декора. Участок с пробной расчисткой. Из-под многослойной записи выявлен авторский полихромный орнамент на тягах.

Фото 8. Свод четверика. Восточный склон. Ангел (фрагмент). Пробное раскрытие из-под записей авторской живописи. Изображение лика выполнено в мягких живописных тонах.

Фото 10. Четверик. Западная стена. Апостол Петр (фрагмент). В процессе реставрации. Удаление копоти и потемневшего лака. Справа от лика апостола оставлен контрольный участок, на котором видно, как выглядела живопись до реставрации.

Фото 11. Четверик. Западная стена. Фрагмент. В процессе реставрации. Установка прижимных устройств в местах проведения укрепления штукатурного основания. Укрепление проводится методом инъектирования штукатурки рабочим раствором, в состав которого входит известковое тесто и казеиновый клей.

Фото 12 Алтарь. Южная стена. Композиция «Снятие с Креста». Фрагмент, в процессе реставрации. Удаление многослойных малярных покрасок и шпаклевок. Возле изображения лика Христа оставлен контрольный участок шпаклевочного слоя.

Фото 13 Алтарь. Свод престольной части. Северный склон. Изображение ангелов. Общий вид в процессе реставрации. Удаление поздних записей советского периода. Раскрыты участки авторской живописи тонкого письма с изменением рисунка, размера фигур и их местоположения.

Фото: Наталья Пьетра и сотрудников «Архитектурно-реставрационного товарищества»