«Дневник сельского священника»

Шедевры Христианского кино — VIII. Дневник сельского священника

Восьмое заседание киноклуба Шедевры Христианского Кинематографа 11 декабря было посвящено известному фильму Робера Брессона «Дневник сельского священника».

Ведущий воскресного киноклуба Евгений Попов, продюсер и генеральный директор студии «Дед Мороз», предварил кинопоказ кратким рассказом о фильме.

Кинокартина была снята в теперь уже далёком 1950 году по роману известного французского писателя Жоржа Бернаноса. Умерший незадолго до создания фильма (в 1948 году) автор был известен твёрдыми католическими убеждениями. Соответственно и киноработа рассказывает о буднях сельского кюре без желания «изобличить и вывести на чистую воду клерикалов». Случай на самом деле уникальный, учитывая, что Франция с давних времён считается одной из самых враждебных по отношению к религии вообще и христианству в частности стран Европы. А показанная картина едва ли не первая в истории французского кинематографа, обратившаяся к теме повседневной жизни христиан.

Режиссёр фильма – Робер Брессон – за свою долгую, почти вековую жизнь снял всего 13 полнометражных картин. Уже его дебют – «Ангелы греха» (или «Грешные ангелы»)(1943) заставил обратить на себя внимание. Кинематографист был известен тщательным и долгим выбором актёров, чёткой постановкой кадра, многочисленными дублями. И работа над «Дневником сельского священника» началась ещё при жизни автора – Ж. Бернаноса. Для режиссёра было важно найти исполнителя главной роли. Им стал неизвестный на тот момент бельгийский актёр Клод Лейдю. Большинство же ролей в фильме сыграно непрофессиональными актёрами.

Фильм рассказывает о верности своему призванию. Способности вопреки обстоятельствам доносить до людей свет христианской истины. Картина снята совершенно «не по-голливудски», язык её традиционен, сама она предельно кинематографична. Кадры аскетичны, все детали имеют чёткую смысловую нагрузку. Действие развивается неспешно и, в то же время, динамично. («Дневник сельского священника» был одной из любимейших картин Тарковского и, без сомнения, оказал на творческую манеру русского режиссёра огромное влияние). Мы уже успели отвыкнуть от подобного киноязыка.

Фильм стал событием мирового кинематографа. Картина получила три приза Венецианского кинофестиваля, приз гильдии французских кинокритиков, номинировался на английскую премию BAFTA и премию Национального совета кинокритиков США.

После просмотра кинофильма состоялось обсуждение картины. Было отмечено, что фильм совершенно лишён пошлости, его эстетика почти идеальна. Предметом дискуссии стали особенности католического благочестия, игра актёров. Те, кто прочитали роман, невольно сравнивали первоисточник с его экранным воплощением. В целом фильм был тепло встречен присутствующими.