Вход Господень в Иерусалим

В последнее воскресенье перед Страстной седмицей наша Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим — двунадесятый праздник, известный также как неделя Ваий или Вербное воскресенье. В этом году праздник выпал на 17 апреля. В нашем храме в этот день были совершены две Божественные литургии, а накануне вечером было отслужено Всенощное бдение с чином освящения ваий и верб. Праздничные богослужения возглавил наш настоятель, протоиерей Николай Балашов, в сослужении клириков храма.

Жители Иерусалима, встречая долгожданного Помазанника, принесли Ему пальмовые ветви. А что можем принести Богу мы, современные христиане? Мы получили от Него величайший дар жизни — Он создал нас из праха земного и воззвал из небытия в бытие. Мы можем сделать Ему ответный подарок — принести эту жизнь, проведённую в соответствии с Его волей, которая явлена нам в Евангелии, принести своё благочестие и исполнение Его заповедей. Принести свою веру — и добрые дела, без которых вера мертва, — так учит нас апостол Иаков, брат Господень (Иак. 2:26).

Главной темой праздничной проповеди настоятеля стала кротость — качество, подлинный пример которого дал нам Господь Иисус Христос. После воскрешения Своего друга Лазаря Он мог въехать в Иерусалим как триумфатор, как гордый политический вождь и полководец. Вместо этого Он спокойно и мирно въезжает в столицу Иудеи на осле — для того, чтобы завоевать не царство земное, а сердца людей всего мира, искупив их от греха, проклятия и смерти. Эта кротость и правда покорила наши сердца.

Но что же такое кротость — качество, о котором сам Христос говорит в Евангелии, что кроткие наследуют землю? В нынешнем мире кроткий человек зачастую воспринимается как слабый, не умеющий за себя постоять. Кротость воспринимается как противоположность тому, что сейчас называют амбициозностью, и многочисленные коучи и тренеры личностного роста настойчиво призывают своих клиентов истребить из себя последние её остатки. Но это не так: евангельская кротость — это вовсе не слабоволие, и пророк Моисей, названный в Писании кротчайшим из людей, был волевым и решительным человеком (Числ. 12:3).

На самом деле, кротость — это отказ от навязывания другим своей собственной воли, отказ добиваться своего во что бы то ни стало. Это противоположность желанию поставить своё «Я» в центре вселенной и требовать, чтобы ему служили. Это покорность воле Божией. Кроткий человек — это тот, кто живёт с миром в сердце и не выращивает в своей душе злобу и ненависть. Именно такая кротость — ключ к подлинному, настоящему величию души.

В завершение отец Николай выразил надежду, что предстоящие дни Страстной седмицы укрепят нас в желании подражать нашему кроткому Царю, Царю нашего сердца и Царю нашего народа — народа Божия, Его святой Церкви.

Фото: Наталья Пьетра