Великий покаянный канон

В первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах вечером на службе великого повечерия читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. В нашем храме эта служба начинается в 18:30 – немного позже обычного, чтобы люди могли успеть после работы.

Великий покаянный канон – это выдающееся произведение византийской гимнографии, наполненное метафорами, отсылающими нас к тексту Священного Писания. Из-за своего богословского и поэтического богатства канон может быть очень сложен для понимания людей, недостаточно знакомых с текстом Библии. К счастью, в наше время, в отличие от эпохи гонений, постигших Русскую Церковь в ХХ веке, Священное Писание свободно издаётся и доступно каждому желающему его прочесть, а современные технологии легко позволяют ознакомиться и с толкованием святых отцов на сложные места. Единственное, что требуется от нас – это наше собственное желание. Кроме того, мы читаем канон по Постной Триоди в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг, которую возглавлял будущий патриарх, архиепископ Сергий (Страгородский) – благодаря этому текст более понятен для прихожан. Его можно приобрести в нашей церковной лавке.

Великопостные богослужения – особенные. Огоньки свечей в полутёмном храме, негромкое чтение древнего текста, красивейшее пение кондака «Душе моя, востани, что спиши…» и молитва Ефрема Сирина с земными поклонами – всё это оставляет впечатление тихой, степенной, по-своему торжественной печали. Отчасти это так и есть, ведь Великий пост – это время размышлений о собственных делах и мыслях, время изменения ума и обращения его ввысь, к Источнику жизни вечной – то есть, время покаяния. И текст канона Андрея Критского напоминает нам об этом – он говорит не только о грехе, но и о том блаженстве, от которого грех нас отдаляет, и приобщение к которому возможно по неизреченному милосердию Божиему.

Нам иногда кажется, что современному человеку с его ритмом жизни прийти в храм на богослужение попросту некогда. Мы погружены в работу, мы тонем в развлечениях, мы не можем вынырнуть из моря противоречивой и бесполезной информации. Мы лихорадочно читаем новости и с тревогой ждём, что будет дальше. Мы боимся, что не сможем справиться с трудностями, которые нас ждут. Где же нам искать ответы на трудные вопросы, если не на страницах вечной Книги? Что говорит нам Библия? «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» – пишет апостол Павел христианской общине в древних Филиппах (Флп. 4:12-13). Когда же терзает страх, перед глазами встают строки Второзакония: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь… ибо Господь, Бог твой, Сам пойдёт с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя» (Втор. 31:6), которые запечатываются словами Евангелия – «не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Мы знаем, к чему идёт наша Церковь – к будущему, в котором Бог вытрет всякую слезу с глаз Своих верных, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло, и будет всё новое (Откр. 21:4-5). Хлопоты и тревоги нашей земной жизни временны. Что же вечно? Царство, которое даровал нам, Своему малому стаду, Господь, и которое в этом мире возвещает Его Церковь. Церковь, живущая в своём богослужении, в собрании верных.

Фото: Наталья Пьетра
__
#VSLOV