Окончание реставрации фасадов храма

Как подарок нашему приходу к Пасхе были окончены наружные реставрационные работы на фасадах и завершены работы на кровле храма Воскресения Словущего при поддержке Департамента культурного наследия города Москвы. Исполнителем выступило Архитектурно-реставрационное товарищество (АРТ).

Началу работ предшествовали химико-технологические, историко-архивные и натурные исследования. Уже на этом этапе реставраторам удалось раскрыть фрагменты живописи, которые были закрашены долгие годы.  «В ходе реставрационных работ специалисты выполнили укрепление красочного слоя и штукатурного основания, удалили масляные записи, восполнили утраты грунта, тонировали живопись. Сейчас все леса сняты, и жители могут полюбоваться историческими росписями. Следующим этапом будет реставрация интерьеров», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянов.

«Мы очень удовлетворены качеством проведенной научной реставрации. — отметил настоятель нашего храма протоиерей Николай Балашов — В высоком мастерстве «артовцев» мы убедились еще в 2018 году, когда специалисты товарищества под научным руководством Сергея Завгороднего замечательно выполнили реставрацию живописи первой половины XIX века в четверике и в алтаре храма, раскрыв авторский слой, скрытый под множеством позднейших записей и наслоений. Работы по реставрации фасадов здания начались в 2019 году ремонтом колокольни,
в 2020-2021 году были отреставрированы фасады и кровля храма и трапезной, включая монументальную живопись середины — конца XIX в., —четырнадцать изображений, расположенных в закомарах четверика, а также две композиции на южном и северном фронтонах трапезной. Реставраторы мастерски справились с задачей бережного выявления и восстановления изначального авторского живописного слоя, скрывавшегося под позднейшими записями намного худшего качества.

Кроме того, специалисты укрепили кирпичные стены, усилили конструкцию кровли и заменили её покрытие. Ранее они восстановили белокаменный цоколь церкви, отреставрировали дверные и оконные рамы, привели в порядок белокаменное убранство и обновили позолоту на крестах, сделали архитектурную подсветку и установили водосточную систему.

Среди наружных росписей есть редкое изображение святого мученика Иустина Философа. Оно памятно связано с некогда существовавшим в храме соименным престолом, перенесенным в середине XIX века из разобранной Елисеевской церкви. Откуда появилось в Москве почитание этого раннехристианского апологета, творения которого составляют один из самых ранних пластов христианской письменности? Дело в том, что храм пророка Елисея, давший имя Елисеевскому переулку (на который выходит западный фасад нашего храма), был построен в честь состоявшейся в 1619 году в день памяти этого библейского пророка, ученика пророка Илии — 14 июня (по старому стилю) — встречи в Москве первым русским царем из рода Романовых Михаилом Феодоровичем своего отца — митрополита (и будущего патриарха) Филарета, вернувшегося из польского плена, в котором он оказался в Смутное время. А в день памяти святого Иустина Философа 1 июня будущий патриарх был из плена освобожден по условиям Деулинского перемирия и начал свой путь домой. Поэтому святому Иустину был посвящен боковой престол, который некогда был освящен в разобранном Елисеевском храме, а оттуда был перенесен в храм Воскресенский, но со временем заменен престолом в честь Николая Чудотворца. Остались, однако, старинная икона святого мученика Иустина Философа в иконостасе Никольского придела и традиция особого почитания памяти этого мученика в нашем храме. Теперь относящееся к концу XIX века наружное изображение святого Иустина отреставрировано. Оно расположено в закомаре на южном фасаде..

Предстоящие работы предполагают реставрацию настенной живописи в трапезной части храма и его приделах, ремонт белокаменных полов, реставрацию главного иконостаса XIX века. Специалисты уже провели исследовательские и экспериментальные работы и подготовили проект реставрации. Мы очень надеемся, что несмотря на переживаемые ныне городом экономические трудности столь успешно начатые работы удастся не прерывать и завершить осенью текущего года.

Реставрация настенной живописи — это очень увлекательный процесс, в ходе которого порой выясняется, что стены храма «помнят» давно забытое даже самыми старыми прихожанами. Можно долго рассказывать об открытиях при раскрытии древнейших слоев храмового свода, когда один за другим снимались слои порой очень неудачных «поновлений», которым потом уже следовали всё новые последующие поновители. Первоначальный замысел художника оказался намного богаче и интереснее. Это касается в особенности Новозаветной Троицы, расположенной в своде, и композиции «Царь Славы» в главном алтаре. А «Снятие со Креста»  в алтаре оказалось вовсе скрытым под слоем малярной покраски. Кстати, эта композиция имеет своим прототипом картину фламандского живописца Питера ван Моля из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. А чего стоит грандиозная композиция «Ротонда Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря», на которой почти на всю западную стену храма изображен крестный ход молящихся вокруг кувуклии! Наш епархиальный древлехранитель протоиерей Леонид Калинин отметил, что по этой композиции можно было бы воссоздать все детали архитектурного убранства Новоиерусалимской обители при её восстановлении. В нашем храме отец Леонид, разумеется, не раз бывал и раньше, но до недавней реставрации эта композиция была почти не видна под покровом копоти и наслоений».

Исследования показали, что живопись храма также связана с именем иконописного мастера Дмитрия Корина, отца знаменитого художника Павла Корина. Изображения четырех апостолов-евангелистов соответствуют подписанным им эскизам, хранящимся в фондах Государственного музея палехского искусства.

В результате удаления слоев масляной краски на фронтонах трапезной части храма была открыта композиция «Пророк Елисей с огненным восхождением пророка Илии». А на северном фронтоне удалось раскрыть изображение «Николай Чудотворец спасает Патриарха от потопления». Эти росписи относятся к середине XIX века. Закрашены они были по неизвестным причинам. Работы отличает многоцветие, а манера их исполнения близка к интерьерной живописи.

Напомним, что деревянный храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке впервые отмечен на плане Москвы 1596–1598 годов. Следующее упоминание о нём встречается в летописи 1624 года. Известно, что в 1629 году во время большого московского пожара храм вместе со всеми домами и постройками в центре Москвы выгорел дотла. Тогда же на месте деревянной церкви началось возведение каменного. В 1816–1820 годах трапезная и колокольня были перестроены. Во второй половине XIX века круглый верхний ярус колокольни обветшал и его заменили новым ярусом.

До наших дней в храме сохранилась масляная живопись первой половины XIX века. Здесь также находится одна из известных московских святынь — икона Богоматери «Взыскание погибших» из разрушенной в 1936 году церкви Рождества Христова в Палашах.

(В тексте использованы материалы Официального сайта Мэра Москвы)

__
#VSLOV

Фото: Наталья Пьетра