Выставка в Манеже

С 4 по 22 ноября в московском Манеже проходила мультимедийная выставка «Россия – моя история 1945-2016». В субботу 19 ноября большая группа прихожан нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила экспозицию.

Выставка, освещающая период от Победы в Великой Отечественной войне до нашего времени – четвёртая и завершающая в череде экспозиций, посвящённых различным периодам в истории России. По завершении выставки в Манеже экспозиция переместится в 57-ой павильон на ВДНХ, где уже пребывают три предыдущие, и будет там представлена уже на постоянной основе.

История нередко воспринимается как часть современной политики и для того, чтобы не быть обвинённым в политическом заказе от различных противоборствующих сторон, профессиональному историку, организатору выставок или инициатору проведения памятных мероприятий стоит сосредоточиться, пожалуй, лишь на чем-то вроде древнего Египта или Китая. Всем известно, какие дискуссии вызвала установка памятника Иоанну Грозному в Орле. Вокруг памятника великому князю Владимиру в Москве долго не утихала полемика. Прошлогодняя экспозиция в Манеже, посвящённая событиям российской истории от 1914 до 1945 года, также вызвала немалые споры в обществе. И лишь вокруг нынешнего мероприятия, на удивление, особых столкновений нет. И причина здесь, по-видимому, лишь только в том, что вне стен Манежа произошли поистине тектонические сдвиги (вроде выборов в США) и части российской общественности, специализирующейся на критике всего и вся, ныне попросту не до исторических выставок.

Посетителей встречал чтимый список Владимирской иконы Богородицы из Храма Христа Спасителя. Почтив Божию Матерь, наши прихожане обратились к экспозиции.

Организаторы мероприятия с епископом Егорьевским Тихоном во главе приложили немалые усилия для того, чтобы события послевоенной истории были отображены максимально полно и объективно. События советской эпохи показаны во всей их неоднозначности.

Так, обзор сталинского периода охватил и восстановление рекордными темпами разрушенного войной хозяйства, и «атомный проект», и новую политику в отношении Церкви, и вторую послевоенную волну репрессий, и оформление «блока социалистических стран и государств социалистической ориентации». Отдельного внимания удостоились «партнёры» нашей страны с их планами войны против СССР.

Известно, что в церковных кругах период правления Н. С. Хрущёва часто оценивается крайне негативно из-за новой волны гонений на Православие. Но в выставочной экспозиции широко отображены и непростая внутриполитическая ситуация того времени (ожесточённая борьба за власть в тогдашней политической верхушке, завершившаяся скандальной отставкой советского лидера в октябре 1964 года), и венгерские события 1956 года, и события, последовавшие вслед за ХХ съездом Коммунистической партии (осуждение «культа личности» Сталина, реабилитация жертв политических репрессий), и массовое жилищное строительство, и успехи в освоении космоса, и атмосфера надежд, связанная с политической «оттепелью», и жёсткое подавление протестов против роста цен и резкого ухудшения уровня жизни в Новочеркасске.

Период правления Л. И. Брежнева многие связывают с ситуацией, которые одни называют временем стабильности и вершиной развития советской системы, другие эпохой застоя и разложения коммунистической идеологии. В представленных материалах можно найти документальное подтверждение таких диаметрально противоположных точек зрения.

Много внимания на выставке уделено переломному периоду в жизни страны, событиям, предшествовавшим распаду СССР и последующему пребыванию России в постсоветской реальности.

Вопреки моде последнего времени, 1990-е годы также не красятся в однообразный чёрный цвет. Хотя объективная реальность всё-таки даёт картину, изобилующую мрачными оттенками.

Каждый посетитель в экспозиции мог найти что-то в соответствии со своими интересами. Так, «продвинутый» любитель истории в интерактивной форме мог проследить перемещения во властной вертикали всех сколько-нибудь значимых персонажей руководства страны из года в год. Школьники отвечали на вопросы увлекательной викторины, например, про кинематограф того времени. Для лучшего понимания событий в специальных просмотровых залах в режиме нон-стоп демонстрировались небольшие документальные фильмы о том или ином периоде.

Так как многие наши прихожане о послевоенной истории страны знают не понаслышке, было решено не пользоваться услугами экскурсовода. Дабы каждый мог освежить свои личные воспоминания, без примеси чужих оценок и суждений. Тем не менее, было отмечено, что одним из факторов, приведших к распаду СССР, была политика государственного атеизма, гонения на религию и дискриминация верующих. Известно, что сейчас есть люди, предлагающие ограничить влияние Церкви на жизнь общества, загнать веру исключительно в сферу личных предпочтений, наряду с хобби. В какой-то степени понятие «светского характера государства» интерпретируется именно с советской точки зрения, когда широкой атеистической пропаганде нельзя было противопоставить столь же широкую церковную проповедь — под угрозой уголовного преследования. И здесь к месту вспомнить слова известного русского историка Василия Осиповича Ключевского, в числе прочих изречений известных людей приведённые в конце выставочной экспозиции: «История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Сергей Савкин