Рассказ Михаила Алекумова

«Если позволите, хотел немного отчитаться о том, как я устроился на Ельветийской земле – именно так Швейцарию именуют богослужебные тексты.Отец Гавриил (Бунте) благословил меня жить в предоставленной по стипендии гостинице до тех пор, пока не прояснится ситуация с учебным расписанием.

Отец Гавриил (Бунге) сказал, что главная моя задача – это успешное прохождение обучения, и поэтому он настаивает на том, чтобы всё было подчинено именно этому. У старца сейчас есть помощники, а после Рождества к нему, возможно, присоединится еще один иеромонах – тогда в скиту уже будет три человека.

Вечерние богослужения в скиту совершаются не всегда. Поэтому, на всенощную праздника Рождества Богородицы я ходил в наш приход в Мелиде (рядом с Лугано). Его настоятель, о. Святослав, пригласил меня съездить в храм VIII в. – еще эпохи Каролингов – и отслужить там Литургию, возможно, первую православную Литургию за тысячу лет, что мы и сделали. На службу приехали православные из итальянской Швейцарии, а также из немецкой, где, как сказал о. Святослав, православная община только формируется – он ездит туда служить два раза в месяц.

После Литургии, крестного хода и трапезы была мини-лекция: выступали о. Святослав, иконописец из Минска, расписывающий храм в Мелиде, а также ученый, занимавшаяся сбором сведением о швейцарских святых. Главная мысль выступлений – православные люди, оказавшиеся по тем или иным причинам в Европе или принявшие Православие там (неважно, какой национальности), не должны себя чувствовать отщепенцами или оппозиционерами по отношению к традиционной христианской европейской культуре. Чувствуется, что эта проблема действительно присутствует в жизни наших там, потому что через обращение к древним христианским святым, православные напоминают Европе о её подлинных духовных корнях, о которых она уже давно забыла.

Таким образом, через обращение к святым земли Ельветийской, воссоединение с православными корнями Европы, православные становятся по праву носителями подлинно европейской христианской традиции и культуры, что делает для них Европу своим домом, а не чужбиной. Простите за тяжесть слога, но хотел передать эту важную для православных людей в Европе мысль. Для меня такой проблемы нет, но во время поездки и после службы чувствовалось, как эта идея воодушевила и объединила участников паломничества. Эта же идея привела о. Святослава к мысли о том, что храм в г. Мелиде надо расписывать, включая туда местных святых. Получилось, что алтарь выполнен в византийском стиле, а в средней части храма – романский стиль со свв. Галлом, Моникой, Августином, Беатом и др.

О. Святослав говорит, что мужья-католики наших православных женщин, приходя в храм и видя, что мы ничем не хуже их и, более того, почитаем европейских святых, охотно принимают Православие.

Гостиница, в которой я проживаю, – очень хорошая, её содержат монахини из ордена св. Бригиды. В ресторане часто можно встретить путешествующих священников и монахинь. Говорят, иногда сюда заходит бывший епископ Лугано.

Первая учебная неделя – спецкурс для всех студентов нашего факультета: «Женщины в Церкви». Рассказывали про труды святых Запада. Завершающую лекцию вела дочь недавно прославленной ( Католической церкви) святой Джанни Береты Молл – Эмануэль Молла. Она занимается тем, что ездит по всему миру и рассказывает про маму. Говорит, что хотела продолжить работать доктором, но когда маму прославили, пришлось нести бремя дочери святой – «ведь врачей много, а детей официально прославленных святых – нет».

В общем, всё слава Богу! Теперь главное – как можно меньше говорить и думать на русском, чтобы как следует пропитаться итальянским языком! Прошу Ваших молитв!

Помощи Вам Божией в трудах во благо Церкви!
С уважением, Михаил».