Посещение Введенского некрополя

23 июля прихожане нашего храма во главе с отцом Павлом Каревым посетила Введенский некрополь или, как его чаще называют, Немецкое кладбище.

Немецкое кладбище возникло в 1771 г., когда в Москве свирепствовала чума. В это время, по указу Екатерины II, было запрещено хоронить умерших вблизи приходских  храмов. Разрешено же было во вновь отведенных местах на окраинах города. В том числе и на Введенских горах. Пока продолжалась чума, на этом месте погребали всех. Когда же эпидемия закончилась, стали хоронить иноверцев – преимущественно лютеран и католиков, живших в располагавшейся неподалёку Немецкой слободе, а с конца 19 века – и православных.

На Введенских горах нашли свой последний приют многие известные люди – художники, артисты, ученые, врачи, военные… Многие усыпальницы Немецкого некрополя, созданные известными архитекторами и скульпторами, просто поразительны. На кладбище сохранилось 14 часовен.

С экскурсоводом Ольгой Владимировной, которая знает каждый уголок и каждое захоронение, мы прошлись тихими кладбищенскими дорожками, останавливались у захоронений замечательных людей, подвижников благочестия, у могилок, в которых некогда почивали мощи теперь уже прославленных святых, узнали об их жизни, об их подвигах, помолились у могилок. Так, мы побывали на могилках митрополита Трифона (Туркестанова), игуменьи Фамари, протоиерея Николая Голубцова, замечательного священника, служившего в храме Ризоположения на Донской улице в советское время; на могилках, где долгое время покоились честные останки отца Алексия Мечёва, ныне прославленного в лике святых (сейчас его мощи почивают в храме свт. Николая в Кленниках, в котором он и служил; старца Зосимы (в схиме Захарии), одного из последних насельников и духовников Троице Сергиевой Лавры перед её закрытием в годы лихолетья (его честные останки были перенесены не так давно в Троице Сергиеву Лавру). Но их могилки на Немецком кладбище до сих пор почитаются верующими людьми. 

Всех поразила история бабушки Тамары — женщины, которая 12 лет жила на Немецком кладбище в маленьком неотапливаемом домике, «келеюшке», как она сама его называла. На милостыню, которую ей удавалось собрать, стоя у метро, она восстанавливала разрушенные часовенки на кладбище, построила небольшую часовню на могиле старца Зосимы (в схиме Захарии). О Тамаре Павловне был снят фильм «Прощённое воскресение»; она скончалась в 2019 году и была похоронена на Немецком кладбище.

Были мы и на могиле ещё одного замечательного человека, бескорыстием и добротой которого можно восхищаться. Московский врач немецкого происхождения Феодор Гааз, филантроп, известный как «святой доктор». Немец, волею случая оказавшийся в России, ставший в Москве известным врачом, который многие денежные средства и силы направил на улучшение условий жизни заключённых. На его похоронах было множество людей, в том числе и бывших узников. Спустя более 150 лет на его могилке всегда живые цветы. И в наш приход они тоже были. «Спешите делать добро», —  вот его девиз, высеченный на надгробном камне, и послание ко всем нам.

Экскурсия была продолжительной – она длилась 4 часа. Но она не столько забрала, сколько дала сил через знакомство с жизнью удивительных людей, через молитву на их могилах. Да, оказывается, кладбище может научить очень многому, а почившие — сказать нам, живым, о самом главном. 

И, может быть, в будущем стоит ещё раз посетить это удивительное место.