Посещение храма преподобного Пимена Великого

В субботу 25 ноября 2023 года группа прихожан нашего храма во главе со священником Павлом Каревым посетила храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Экскурсоводом был сотрудник прихода Никита.

В дореволюционной Москве насчитывалось около пятидесяти храмов, освящённых в честь Святой Троицы. Поэтому православный народ зачастую стал называть церкви не по главному престолу, а по имени святых, в честь которых освящены приделы. Так произошло и с храмом в Сущёве.

Воротниками в Московской Руси называли часть городского гарнизона, несших караульную службу при городских воротах. В Москве воротники жили слободами вместе с семьями сначала у башен Кремля, затем у ворот Белого города и Земляного города. Помимо воинской службы они могли заниматься огородничеством и ремёслами. Служилые люди издавна почитали наставника древнего монашества, учителя смирения и послушания преподобного Пимена Великого своим небесным покровителем. Так в слободе воротников между Тверскими и Дмитровскими воротами и возник одноименный храм.

 При царе Алексее Михайловиче столица переживала бурный рост. Хаотическое развитие города провоцировало опустошительные пожары и эпидемии. Для противопожарных мер и изменения структуры заселения по царскому указу слободы выводились за городскую черту в тогдашнее ближнее Подмосковье. Так в 1658 году слобода воротников переселилась в старинное окраинное село Сущёво, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь переселенцы в живописном месте на берегу пруда выстроили новый храм Святой Троицы с приделом Пимена Великого. Таким образом возникли два храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый».

На месте первоначально деревянного храма, который вскоре сгорел, возвели новый, более долговечный, каменный. Каменный храм неоднократно перестраивался. Помимо Пименовского придела к храму пристроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. К началу ХХ века храм приобрёл нынешний внешний облик и тогда возникла идея обновить внутреннее убранство храма в стиле Свято-Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1896 году такими мастерами того времени, как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и др. Стиль росписей собора в Киеве называли «русско-византийским», «неорусским», «русским модерном». В таком стиле решили устроить внутреннее убранство и Пименовского храма. Проект представил известный зодчий Франц-Альберт Шехтель, который на тот момент ещё был католиком (Православие он принял в 1915 году с наречением имени Фёдор Осипович). Помогали ему мастера Строгановского училища и мастерской Васнецова. Работы велись поэтапно. В 1900 году освятили Пименовский придел, а в 1907 году главный Троицкий престол и Владимирский придел.

После революции под надуманным предлогом закрыли Старо-Пименовский храм, а в 1932 году разрушили. Ново-Пименовский оставался действующим, хотя в 1922 году в компанию «изъятия церковных ценностей» его лишили многих богослужебных сосудов и святынь, а в 1932 и 1934 годах возникала угроза его закрытия. В 1920-е и первую половину 1930-х годов настоятелем храма был протоиерей Николай Бажанов, впоследствии служивший в Дорогомиловском соборе до его закрытия, а в 1938 году назначенный настоятелем нашего храма Воскресения Словущего на Успенском вражке, где и служил до 1953 года. При отце Николае в Пименовском храме начинал своё церковное служение Сергей Извеков, рясофорный инок Платон, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, принявший в 1927 году мантийный постриг во имя Пимена Великого.

В 1936 году настоятелем Пименовского храма назначили протоиерея Леонида Багрецова, горячего сторонника раскольников-обновленцев. Раскольники активно сотрудничали с новыми безбожными властями, произвольно меняли богослужение, практиковали второбрачие духовенства и женатый епископат. С приходом нового настоятеля начался постепенный захват Пименовского храма раскольниками, завершившийся в 1937 году. В 1938 году Старо-Пименовский храм стал резиденцией раскольничьего лжемитрополита Александра Введенского. Верных Церкви священнослужителей репрессировали. Некоторые из них, такие как протоиерей Владимир Соколов и священник Иоанн Плеханов были впоследствии канонизированы в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Есть предание о том, что после закрытия храма Рождества Христова в Палашах храмовую святыню – чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших» первоначально хотели перевезти в Старо-Пименовский храм, но запряжённая в повозку лошадь напрочь отказалась сдвигаться с места, как её ни понукали. Сопровождавшие образ священники поняли, что Пречистая не хочет попасть в Пименовский храм, но причина (захват раскольниками) открылась только через несколько лет. После ряда церквей, закрытых впоследствии властями, чудотворная икона оказалась в нашем храме Воскресения Словущего на Успенском вражке.

После смерти Введенского в 1946 году Пименовский храм вернулся в лоно Православной Церкви. Первым послевоенным настоятелем стал протоиерей Николай Чепурин, одновременно назначенный инспектором, а затем и ректором Московских духовных школ. Служение в Пименовском храме этого  исповедника, прошедшего  тюрьмы, лагеря и ссылку, продолжалось всего несколько месяцев и прервалось внезапной кончиной в феврале 1947 года. После Введенского со товарищи храм преподобного Пимена находился в запущенном состоянии. Прохудилась крыша. Из-за высокой влажности уникальные росписи приобрели красноватый оттенок. Святейший Патриарх Алексий Первый, вспоминая засилье в храме раскольников сказал, указывая на его стены: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них». Труды по восстановлению Пименовской церкви возглавил новый настоятель – протоиерей  Михаил Голунов, до этого также служивший с апреля по ноябрь 1946 года в нашем храме Воскресения Словущего.

Ныне настоятелем Пименовского храма является протоиерей Алексий Круглик. Святыни: храмовый образ Святой Троицы, написанный предположительно в конце XVII – начале XVIII века; икона преподобного Пимена Великого (начало XVIII века); Казанская и Тихвинская иконы Божией Матери (обе конец XVII века); написанная на стекле Казанская икона Богородицы (конец XIX века). При храме действует музей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

 Текст: Сергей Савкин

Фото: Тамара Миронова