Паломническая поездка в Оптину пустынь

В субботу 9 сентября 2023 года большая группа прихожан нашего храма во главе со священником Павлом Каревым совершила паломническую поездку в Оптину пустынь. Наши паломники в апреле уже ездили в Оптину, и поездка на наших прихожан произвела столь сильное впечатление, что предложение повторить паломничество осенью было встречено с неподдельным воодушевлением. Прогноз погоды пугал облачностью с прояснениями, но день выдался солнечным и для осени довольно тёплым. С утра на небе не было ни облачка, а заявленная облачность появилась только после обеда, и то отчасти.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь расположен на реке Жиздре близь известного по русской истории города Козельска Калужской области.

Монастырь основан в конце XIV века. В Смутное время он подвергся многочисленным бедствиям и разорениям, а весь XVII век постепенно восстанавливался и развивался. При Петре Первом монастырь пытались упразднить и обложили обременительными податями. К 1724 году в обители оставалось всего 12 монахов. Но монастырь устоял. При Екатерине Второй Оптину пустынь вывели за штат. В 1773 году в монастыре проживало лишь двое монахов преклонного возраста. Положение монастыря изменилось к лучшему, когда на обитель обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). В монастырь был назначен новый настоятель – опытный старец Авраамий, архимандрит Пешношского монастыря. При нём братия увеличилась до 30 монахов. XIX век был периодом небывалого расцвета Оптинской обители, ставшей значимым духовным центром России. В монастыре возникла и укрепилась традиция русского старчества, восходящая духовными корнями к преподобному Паисию Величковскому. Центром старчества стал Иоанно-Предтеченский скит монастыря. Основателем и вдохновителем оптинского старчества стал преподобный Лев (Наголкин). Наибольшую известность среди старцев обители получил преподобный Амвросий Оптинский. В XIX веке монастырь стал центром распространения трудов святых отцов, другой духовной литературы. Книгоиздательству содействовали известные мыслители «славянофилы» братья Иван и Пётр Киреевские, в монастыре проживали философ Константин Леонтьев, принявший впоследствии постриг с именем Климент, духовный писатель Сергей Нилус и другие. Его посещали Владимир Соловьёв, Лев Толстой, многие представители интеллектуальной элиты того времени. Фёдор Достоевский вдохновлялся преподобным Амвросием при создании образа старца Зосимы в своём романе «Братья Карамазовы».

После революции 1917 года новые власти закрыли монастырь уже в январе 1918 года, но ещё некоторое время ему удавалось функционировать под видом сельскохозяйственной артели. Последним соборно избранным оптинским старцем стал преподобный Нектарий (Тихонов), отошедший ко Господу в 1928 году. Ещё 18 насельников монастыря канонизированы в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В 1923 году бывший монастырь перешёл в ведение Главнауки. На его территории открыли музей. В 1931 году на месте бывшей обители организовали дом отдыха, а с 1939 года — Козельский лагерь НКВД. Во время войны здесь функционировали госпиталь, проверочно-фильтрационный лагерь и воинская часть. С 1949 года постройки бывшего монастыря использовались для различных хозяйственных нужд и пришли в полную негодность и запустение. Было уничтожено монастырское кладбище.

В 1987 году вернули Русской Православной Церкви основные строения монастыря, а в 1990 году — Иоанно-Предтеченский скит. 

В 1993 году в Оптиной Пустыни на Пасху злодей убил иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта. Убийство потрясло православную Россию. В настоящее время собираются материалы для возможной канонизации новых мучеников.

Сейчас в обители подвизается около 200 монахов (до революции 1917 года – свыше 300). Наместником монастыря является епископ Можайский Иосиф, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.

Как и в прошлую поездку в Оптину нашим экскурсоводом была уже хорошо знакомая нашим паломникам Ольга Владимировна Герасимова.

И в этот раз наши паломники помолились на акафистной службе преподобному Амвросию Оптинскому, посетили храмы обители, набрали воды у источника святого Амвросия Медиоланского близ Иоанно-Предтеченского скита. 

После Оптиной наши пилигримы посетили Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь известную также как Шáмординский монастырь по имени находящегося поблизости селения. 

Основана обитель была в 1881 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключарёвой) и на её средства. В устроении пустыни старцу Амвросию помогала его духовная дочь схимонахиня София (Болотова), ставшая первой настоятельницей обители. Постройки монастыря были возведены благодаря щедрой поддержке известного купца, торговца чаем Сергея Васильевича Перлова. Главный храм пустыни — Казанский собор возведён по проекту представителя творческой династии Шервудов – Сергея Владимировича Шервуда. Монахинями здесь становились сестры самого разного происхождения, возраста и здоровья. К 1917 году их насчитывалось уже около 800. Насельницей обители была единственная сестра отлучённого от Церкви Льва Николаевича Толстого — схимонахиня Мария (в миру Мария Николаевна Толстая), тяжело переживавшая антицерковные взгляды брата и при этом глубоко его любившая.

После революции обитель была закрыта в 1923 году и подверглась разорению. Сёстры расселились в Козельске и окрестностях. Впоследствии многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах и лагерях. Земли монастыря стали собственностью колхоза, а в постройках обители в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. 

Возрождение монастыря началось с 1990 года. Первой настоятельницей обители после перерыва стала игумения Никона (Перетягина). Ныне настоятельницей пустыни является игумения Сергия (Щербакова). Сейчас в монастыре подвизается свыше 130 сестёр. При обители действуют богадельня и больница. Для детей из крестных селений организована воскресная школа.

 В Казанском соборе наши паломники обратили внимание на украшенные бисером иконы. Для некоторых наших пилигримов нелегким испытанием стал крутой спуск к монастырским источникам. У стен Шамординского монастыря наши прихожане приобрели различные дары изобильной калужской земли.

  текст: Сергей Савкин

фото предоставлено прихожанами нашего храма