К святой Анне Кашинской на её праздник

В воскресенье 25 июня 2023 года прихожане нашего храма во главе с настоятелем протоиереем Николаем Балашовым совершили паломничество в город Кашин, Тверской области.

25 июня (12 июня по старому стилю) Церковь празднует день перенесения мощей и второго прославления святой благоверной великой княгини, преподобной Анны Кашинской.

В 2023 году Тверская епархия отмечает 655 лет преставления святой и 75 лет возвращения Церкви её честных мощей. С 10 по 25 июня от истока реки Волги проходил XXIV Большой Волжский крестный ход, посвящённый в нынешнем году этому событию. Крестоходцы прошли по нескольким районам Тверской области, Ржевской и Тверской епархии, а также по городу Дубне Московской епархии и завершили своё шествие в Кашине. Воскресным утром 25 июня в Вознесенском соборе города Кашина, где мощи пребывают, была совершена Божественная литургия, отслуженная благочинным Кашинского церковного округа протоиереем Александром Рычковым. Затем из Вознесенского собора в возрождаемый Воскресенский собор города Кашина прошёл торжественный крестный ход с мощами преподобной. В Воскресенском соборе сонмом из семи архиереев и весьма многочисленного духовенства, возглавляемого митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием, была совершена Божественная литургия. В богослужении принял участие настоятель нашего храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов, который по благословению митрополита Амвросия возглавил священнический чин. Сослужил за всенощным бдением накануне и за литургией в праздник и наш диакон Димитрий Богута.

Святая Анна родилась в 1279 году в семье Ростовского князя Димитрия Борисовича и в Крещении была наречена в честь праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В 1294 году благоверная княжна вышла замуж за князя Михаила Тверского. Вскоре начались испытания и скорби, которых на долю святой Анны выпало немало и при жизни, и после её кончины. Уже в год свадьбы умирает её отец. В 1296 году в страшном пожаре сгорает великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Первенец святой Анны – дочь Феодора умерла во младенчестве. В 1317 году началась политическая борьба Михаила Тверского и московского князя Юрия. В результате интриг Юрия князя Михаила Тверского вызвали в Орду, где он принял мученическую кончину, отказавшись поклоняться идолам. Впоследствии Михаил был канонизирован Церковью в лике святых благоверных князей. В 1325 году старший сын Анны – Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца – убивает его. Ордынский хан за это казнит Димитрия. Год спустя жители Твери подняли восстание против ордынских послов во главе с двоюродным братом хана Узбека. Восставшие убили всех захватчиков, из-за чего ордынцы совершили на тверскую землю опустошительный набег. В 1339 году в Орде зверски убили второго сына Анны – Александра и его сына Феодора (внука Анны). Испытания не сломили духа тверской княгини. Она активно творит дела милосердия, а после гибели сына и внука принимает монашеский постриг с именем София (по другой версии –  Евфросиния). Незадолго до кончины святая княгиня по просьбе своего младшего сына Василия переехала в Кашин, один из старейших городов тверской земли, первое упоминание которого в летописи датируется 1238 годом, в специально выстроенный для неё Успенский монастырь, где приняла схиму со своим прежним именем Анна. Господь открыл святой Анне день кончины, которая и произошла 2 октября 1368 года.

С 1611 года при гробе святой Анны начинают происходит многочисленные чудеса. В 1649 году состоялось обретение честных мощей святой великой княгини, а в 1650 году и её общецерковное прославление в лике святых благоверных.

В 1677 году произошла отмена почитания святой Анны, для Русской Церкви случай уникальный. Причиной этого прискорбного события стало то, что при открытии мощей благоверной великой княгини персты у неё были сложены двоеперстно, что и изображалось впоследствии многократно на её иконах, а после церковной реформы Патриарха Никона старый обряд и двоеперстное перстосложение были осуждены и запрещены, как еретические. В силу этого, святая стала чрезвычайно популярна среди раскольников, и в её дальнейшем почитании сторонники нового обряда видели пропаганду старообрядчества. Постепенно позиция в отношении старого обряда в Русской Церкви смягчалась. Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года окончательно отменил все прещения и клятвы на старый обряд. Таким образом, Русская Церковь и старый и новый обряд считает равноспасительными. Ныне в ряде храмов Русской Православной Церкви службы идут по старому обряду и такие приходы традиционно называются единоверческими.

Мощи святой Анны были спрятаны, но в церковном народе любовь к ней не оскудевала. Помимо частных молитв, постепенно на приходах Кашина стали служить молебны святой Анне Кашинской. Народное почитание ещё более усилилось после Отечественной войны 1812 года, когда, по общему мнению, именно заступничество святой Анны способствовало тому, что иноземные захватчики до города так и не дошли. С этим обстоятельством связано и то, что святая Анна в Русской Церкви почитается и как святая благоверная великая княгиня, и как преподобная. Дело в том, что местное духовенство после Отечественной войны 1812 года обратилось в Святейший Правительствующий Синод с просьбой уточнить, как святой Анне проводить церковные службы. И Синод, не восстанавливая официальную канонизацию, разрешил святой Анне совершать службы как преподобной. Во время правления святого императора-страстотерпца Николая Второго почитание святой Анны было окончательно восстановлено. Второе прославление подвижницы произошло 12 июня 1909 года. На торжествах по случаю восстановления почитания святой Анны Кашинской в городе присутствовала святая великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Наш приход промыслом Божиим давно связан с Кашиным и его небесной покровительницей. В храме Воскресения Словущего на Успенском вражке пребывает замечательная икона святой Анны Кашинской. В 2013 по благословению возглавлявшего тогда Тверскую епархию митрополита Виктора духовенство и прихожане нашего храма во главе с настоятелем протоиереем Николаем Балашовым, приезжали вместе с иконой в Кашин, где на торжественном богослужении в мощевик нашего образа была перенесена частица мощей преподобной Анны. Таким образом в 2023 году мы отмечаем десятилетие этого события. Кроме того прихожане нашего храма во главе с помощником настоятеля по социальному служению Дмитрием Захаровым регулярно приезжают в Кашин, где помогают местным приходам и оказывают благотворительную поддержку нуждающимся. И в этот раз Дмитрий Захаров прибыл с несколькими добровольцами накануне праздника, чтобы помочь в его организации и навестить подопечных.

В 2023 году помимо отца настоятеля большая группа прихожан нашего храма приехала в Кашин на торжества на автобусе, некоторые наши прихожане прибыли в город самостоятельно. Наши паломники вместе со всеми молились в Воскресенском соборе на литургии. Многие причастились Святых Христовых Тайн. Затем пилигримы нашего прихода после небольшой автобусной экскурсии по городу, которую провела местный краевед Вера Алексеевна Никонова, приняли участие в крестном ходе во главе с митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием при перенесении мощей святой Анны вновь в Вознесенский собор. После трапезы, предложенной паломникам, наши прихожане переехали в Николаевский Клобуков женский монастырь, основанный в XIV веке, экскурсию по которому провела сотрудница монастыря Наталия. Также сотрудница Клобукова монастыря Наталия после окончания экскурсии по монастырю уже в автобусе рассказала о достопримечательностях центра Кашина. На пути обратно автобус задержался в пробках, поэтому в город наши паломники вернулись уже ближе к полуночи.

Фоторепортаж Тверской епархии, там можно увидеть, как мы участвовали в празднике: https://www.flickr.com/photos/tvereparhia/albums/72177720309332783

Сообщение о приходском паломничестве за мощами св. Анны в 2013 году: https://vslov.ru/news/dorogoy-dar-i-obshhee-delo.html

Фото: Алексей Видинеев

Текст: Сергей Савкин