Елена Владимировна Попова

ЕВ_Попова1000

29 мая 2014 года, в день Вознесения Господня почила одна из старейших прихожанок нашего храма, многолетний член Приходского совета и до своей кончины – член Приходского собрания, Елена Владимировна Попова. Прощание с почившей прошло в нашем храме в воскресенье 1 июня по окончании поздней литургии. По просьбе родственников Елены Владимировны отпевание возглавил ее духовник протоиерей Владимир Ригин, в прошлом – клирик храма Воскресения Словущего.

Публикуем воспоминания ее дочери, Марии Поповой.

Елена Владимировна Попова, в девичестве Балашова, родилась 1 октября 1935 года в Москве, на Арбате.

Её семья и по линии отца, и по линии матери была очень верующей, несмотря на атеистические времена. В семье всегда ходили в церковь, молились, крестили всех детей, отмечали все религиозные праздники. Особенно почитались Рождество и Пасха. С детства помню все предпасхальные приготовления сначала в доме бабушки, потом и в родительском доме. Мама умудрялась напечь к Пасхе от 15 до 20 куличей, чтоб потом всех угощать.

Помню, мама рассказывала, как она будучи школьницей, заматывала голову и лицо платком и тайком, чтоб не встретить одноклассников ходила в церковь.

Свою веру мама и её родные пронесли через всю свою жизнь.

Мамин старший брат Алексей Степанович Рубцов (сводный по матери) в юные годы начал рисовать. Очень скоро он понял, что обычная живопись его не интересует, и уже лет с двадцати он начал заниматься реставрационной живописью.

Всю свою жизнь дядя Алёша занимался реставрацией храмов. В непростые советские годы он претерпел много гонений от властей, неоднократно преследовался органами государственной власти, но так и не оставил своего дела.

Он ездил по всей стране и восстанавливал храмы в маленьких городках, деревушках, ну, и конечно, в Москве. Позже ему стали помогать младший брат, Николай Владимирович Балашов, и мамин муж, мой папа Эдуард (в крещении Евгений) Алексеевич Попов.

К сожалению, времена были такие, что нам, детям, ничего не рассказывали. Помню только, что папа всегда уезжал в «командировки» с дядей Алёшей. Папа не имел специального образования, но он был, что называется, мастер на все руки. Он занимался сначала малярными работами и подготавливал стены под роспись, замешивал краски и потихоньку учился реставрационному делу. Позже я уже видела, что в наш дом люди стали приносить иконы, чтоб восстановить, отреставрировать, обновить. Папа и дядя Алёша занимались реставрацией и Храма Воскресения Словущего. Пожалуй, нет иконы в этой церкви, которой бы не коснулась рука моего папы или дяди Алёши. И папа собственноручно устанавливал крест над алтарными вратами после золочения центрального иконостаса.

С 1973 года наша семья стала жить в доме 12 по Брюсову переулку. С тех пор храм Воскресения Словущего стал для всей семьи родным. С 1973 года мама стала преданной прихожанкой храма. Здесь отпевали всех усопших родных, здесь крестили новорождённых детей, совершались и другие таинства не только в нашей семье, но и в семьях всех родных и близких, которые всегда обращались к маме за помощью в организации.

С 1981 по 1996 год мама проработала в храме Воскресения Словущего казначеем с благословения владыки, митрополита Питирима (Нечаева). В нашем государстве тогда были непростые времена. Страна только просыпалась и постепенно начала возвращаться к вере. Работая в храме, мама старалась повернуть людей лицом к Церкви.

Все годы мама работала практически без выходных и отпусков. Помню, что всегда ездили отдыхать с одним папой, даже на дачу она выбиралась редко. Мама всегда старалась помочь всем служащим храма, священникам и просто приходящим за помощью. Сколько её помню, она вечно кого-то спасала, устраивала, то одиноких старушек, то матерей-одиночек. И до последнего дня она помнила и поминала всех усопших священнослужителей, сотрудников и прихожан храма.

Для мамы храм был домом даже не вторым, а первым. Случалось, что она что-то не успевала для семьи или для нашего дома, но всё, что касалось Церкви, для неё было непоколебимым и первоочередным. Она для нас всех была примером любви к людям и к Богу. И останется в наших сердцах и памяти такой навсегда!

Хочу сказать, что всю свою жизнь мама была рьяным защитником Православия. Я и мой брат неоднократно были свидетелями того, как мама защищает веру, разъясняет неверующим об их заблуждениях. Мама никогда не училась богословию, но старалась каждому разъяснить и убедить в важности веры в Бога. На моей памяти огромное количество людей принимали крещение после длительных и неустанных бесед с мамой. Я была тому свидетелем. И на маминых поминках многие мои подруги, выросшие в атеистических советских семьях, вспоминали, что благодаря разговорам с Еленой Владимировной они пришли к Богу. Мама всегда с радостью помогала в организации крестин или других таинств и очень радовалась, когда люди обращались к ней за этой помощью.

На протяжении всей своей жизни мамино сердце переполняла любовь к Богу. Она всю жизнь искренне была предана Богу и Церкви, и никогда не уставала молиться. После её смерти мы с братом нашли огромную тетрадь, где она расписала имена усопших по семьям или фамилиям, с указанием дат смерти и объяснением, кто эти люди. Она всегда за всех молилась. И сейчас мы будем молиться за неё и за всех, за кого она завещала.

Июнь 2014 г.

В сороковой день по кончине Елены Владимировны, 7 июля, в нашем храме будет отслужена панихида.

Вечная память новопредставленной Елене!