Экскурсия по местам утраченных храмов в наших окрестностях

В субботу 11 ноября 2023 года группа прихожан нашего храма во главе со священником Павлом Каревым совершила пешее паломничество по местам утраченных монастырей и храмов в окрестностях Тверской улицы.

Первым пунктом паломничества стал бывший Никитский монастырь, давший своё название Большой Никитской улице. Женский монастырь в честь святого мученика Никиты известен с XVI века. Обитель возникла на месте одноимённого храма трудами боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева (деда первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича Романова). Монастырь закрыли в 1920-е годы. Некоторое время в закрытой обители ещё жили монахини, пока не были окончательно изгнаны новой властью. В 1930-е годы происходил снос зданий монастыря. Сейчас на месте обители сквер Строителей Москвы и здание Никитской электроподстанции Московского метрополитена (улица Большая Никитская, дом 7/10). Сохранилась часть монастырской ограды (с улицы не видна, а свободного доступа нет) и келейный корпус (Большой Кисловский переулок, дом 10, строение 1), ныне здание Центрального управления рыбной экологии и нормативов.

Далее наши паломники прошли в Хлыновский тупик, примыкающий к Никитской улице. Там находились два храма: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери в Хлынове. Здесь был упоминаемый с начала XVI века Николо-Введенский женский монастырь, куда в 1555 году была принесена чудотворная икона Николы Великорецкого, доставленная из города Хлынова (так в то время именовался город, переименованный впоследствии в Вятку, а в советское время названный Кировым). Икону потом перевезли обратно, но она оставила прозвание монастырю, а впоследствии и всей округе: «урочище Хлыново». В Смутное время монастырь упразднили, а Никольский храм стал приходским. Храм неоднократно перестраивался, а в 1758 году к нему пристроили церковь Казанской иконы Божией Матери. В январе 1936 года оба храма разрушили. Они стали жертвой советской «школьной компании». После 1917 года просторные и комфортные здания дореволюционных гимназий заняли разнообразные советские учреждения, и детей стало негде учить. Вот и возникла у властей в разгар «безбожной пятилетки» идея разрушить несколько десятков храмов, а на их месте построить типовые школы. Сейчас на месте Никольского и Казанского храмов — общеобразовательная школа № 123. В храм Воскресения Словущего на Успенском вражке из Казанской церкви перенесли редкий старинный Казанский акафистный образ Божией Матери, расположенный в северо-восточной части трапезной храма.

Следующим пунктом путешествия стал бывший храм святителя Николая Чудотворца в Гнездниках. Каменная церковь здесь известна с середины XVI века. Храм также сломали в 1930-е годы в рамках «школьной компании». Там построили школу, где в 1979 году начался ремонт. После ремонта школу туда не вернули, а поместили курсы повышения квалификации руководящих работников Госкино при ВГИК, затем там располагались курсы повышения квалификации работников Госплана. В настоящее время здание по адресу Малый Гнездниковский переулок, дом 4 занимает одно из структурных подразделений Высшей школы экономики. Сохранился дом причта храма, где ныне располагаются различные учреждения.

На Пушкинской площади нашим прихожанам показали место, где когда-то располагалась церковь святого Димитрия Солунского у Тверских ворот. В XIV–XV веках здесь было Киево-Печерское подворье, впоследствии приходской храм. Главный престол церкви был освящён в честь Святой Троицы, а в честь святого Димитрия освятили придел, но в народе храм именовался именно по Солунскому великомученику. Церковь снесли в 1933 году при расширении улицы Горького в рамках нового генерального плана Москвы.

Далее паломники проследовали в Малый Палашёвский переулок, где был храм Рождества Христова в Палашах. Именно туда в начале XIX века пожертвовали икону Божией Матери «Взыскание погибших», которая ныне является главной святыней храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Впоследствии в честь чудотворной иконы в церкви Рождества Христова в Палашах освятили отдельный придел, где в 1912 году венчалась поэтесса Марина Цветаева со своим супругом Сергеем Эфроном. Рождественский храм закрыли и снесли в рамках всё той же «школьной компании». Сейчас на его месте школа № 1234.

Знаменитый памятник Пушкину первоначально установили в части Тверского бульвара, выходящей к Страстной (ныне Пушкинской) площади. Сейчас памятник находится как раз на месте колокольни Страстного монастыря, куда его перенесли после разрушения обители. Женский монастырь в честь Страстной иконы Божией Матери был основан в 1654 году. Закрыли монастырь одним из первых в 1919 году. На его территории размещались различные антирелигиозные учреждения. В 1937 году все постройки монастыря снесли. Главную монастырскую Страстную икону Божией Матери перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сегодня о снесённом монастыре напоминает памятный знак в сквере за памятником Пушкину. От обители остался только монастырский паломнический дом за кинотеатром «Пушкинский». В бывшем паломническом доме располагаются различные учреждения.

После Пушкинской площади наши прихожане прошли на улицу Большая Дмитровка. Здесь на углу Козицкого переулка когда-то был храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Церковь разрушена в 1934–1935 годах. В 1935 году на её месте построили жилой дом для сотрудников Народного комиссариата лёгкой промышленности.

Далее к улице примыкает Петровский переулок. В старину этот переулок назывался Хлебным, а после постройки храма святителя Григория Богослова – Богословским. Каменная церковь в честь святителя известна здесь с 1638 года, в дальнейшем неоднократно перестраивалась. В сентябре 1929 года было утверждено решение Моссовета о сносе храма для строительства здания Акционерного общества Всесоюзного контрагентства печати. Церковь снесли, а здание так и не построили. Сейчас на его месте сквер. От храма остались его бывшие доходный дом и дом причта (Петровский переулок, дом 1/30, строения 1 и 2).

После бывшей церкви Григория Богослова наш экскурсовод Юлия поведала о печальной судьбе храма Рождества Богородицы в Столешниках, хотя к месту расположения церкви наши паломники на сей раз не пошли. Храм XVII века считался одним из украшений Москвы, но в 1927 году в целях улучшения уличного движения исполком Моссовета решил церковь снести. Знаменитый архитектор, реставратор и защитник старины Пётр Дмитриевич Барановский организовал сбор подписей в защиту памятника истории и архитектуры. Подписалось свыше 1300 специалистов и общественных деятелей, но в газете «Рабочая Москва» опубликовали несколько писем «местных жителей» требовавших сноса и страдавших от соседства с «рассадником мракобесия». Разумеется, в советской России мнение нескольких воинствующих безбожников оказалось весомее мнения более чем тысячи специалистов. Храм разрушили ещё в относительно «вегетарианском» 1928 году. В 1997 году на этом месте построили памятную часовню Рождества Пресвятой Богородицы. Часовня приписана к Богородице-Рождественскому монастырю.

Далее в Большую Дмитровку вливается Глинищевский переулок. Здесь сейчас высится величественный дом актёров МХАТ, где жили многие известные артисты и, например, знаменитый кукольник, основатель и художественный руководитель московского Центрального театра кукол Сергей Владимирович Образцов. А до 1934 года на этом месте располагался храм святителя Алексия, митрополита Московского на Глинищах. В глубокую старину здесь добывали глину, что и дало название переулку. Храм святителя Алексия существовал ещё до правления династии Романовых. Каменную церковь построили в 1621 году. В дальнейшем пристроили приделы в честь Николая Чудотворца и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Закрыли храм в 1931, а снесли в 1934 году.

По Глинищевскому переулку наши паломники вновь вышли на Тверскую. По адресу Тверская улица, 13 в нынешнем здании Правительства Москвы до революции располагался дом московского генерал-губернатора. Исторически здесь находился домовый храм в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского, а в период правления Москвой Великого князя Сергея Александровича здание пополнилось домовым храмом в честь преподобного Сергия Радонежского. После революции здание неоднократно перестраивалось, и от домовых храмов не осталось и следа.

Завершилось паломничество у знакомого нашим прихожанам бывшего Саввинского подворья. Хотя некоторые помещения бывшего подворья и возвращены Церкви, свободный доступ туда пока не возможен. Из Саввинского подворья в нашем храме Воскресения Словущего находилась икона преподобного Саввы Сторожевского, перенесённая по благословению священноначалия в возрождавшийся Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. Пребывающая ныне в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке Страстная икона Богородицы также с большой долей вероятности происходит из бывшего Саввинского подворья.

Некогда Москву называли златоглавой из-за обилия храмов и монастырей. Годы воинствующего безбожия нанесли историческому облику Первопрестольной страшный ущерб. И даже почти три часа пешего паломничества не смогли охватить всех храмов и монастырей, исчезнувших в окрестностях Тверской улицы в годы государственного атеизма. Все присутствовавшие утомились как физически, так и от впечатлений. Поэтому было решено на Саввинском подворье остановиться и продлить паломничество, коль скоро появится такая возможность.

                                                                        Сергей Савкин

 Текст: Сергей Савкин

фото: Тамара Миронова