Жемчужины Калужской земли

Москву продувал ледяной арктический ветер. Обещанное метеорологами к последним мартовским выходным потепление так и не наступило. Но, вопреки погодным перипетиям, запланированное отцом Павлом Каревым на 28 марта 2015 года паломничество прихожан нашего храма в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь не только состоялось, но и прошло, по общему мнению, вполне успешно.

Монастырь был основан в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским на холмах при впадении реки Истремы в Протву. После святого Пафнутия настоятелем монастыря на некоторое время становится его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, но из-за отказа братии принимать общежительный устав святой Иосиф удаляется из обители и основывает ставший впоследствии знаменитым Иосифо-Волоколамский монастырь.

Главный храм обители – Рождественский собор был построен в 1467 году и с того времени перестраивался вплоть до конца XVI века. Роспись собора выполнил знаменитый иконописец Дионисий (под началом своего наставника – старца московского Симонова монастыря Митрофана), и эта работа стала самой ранней из известных творений великого мастера. При перестройке собора блоки с росписью использовались заново и ныне сохранившиеся фрагменты её пребывают в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублёва в Москве. В XVI веке монастырь окружают мощными каменными стенами и укреплениями и обитель превращается в грозную крепость, прикрывающую юго-западные рубежи Московского царства.

Фортификационные особенности монастыря оказываются востребованы уже вскоре, с началом Смутного времени. В 1610 году войска Лжедмитрия Второго осаждают обитель. Защитники под водительством князя Волконского-Мерина организуют оборону. Но на десятый день осады из-за предательства воевод Якова Змиева и Афанасия Челищева неприятель проникает в обитель и учиняет разгром. По различным оценкам, от рук захватчиков гибнет от 4 до 12 тысяч человек, как воинов, так и мирного населения. Гибнет и братия монастыря. В числе погибших от рук неприятеля принял смерть и пребывавший здесь на покое знаменитый настоятель героически сопротивлявшейся интервентам Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф.

Во второй половине XVI века в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время содержались под стражей вожди старообрядцев протопоп Аввакум и известная по картине Сурикова боярыня Морозова, со своей сестрой – княгиней Урусовой.

В конце XVII века некогда прославленная обитель постепенно приходит в упадок. Во время правления Екатерины Великой у монастыря отбирают в казну почти все его земельные владения. В 1812 году наполеоновские войска сжигают обитель, но вскоре монастырь восстанавливается.

После 1917 года большевики обитель закрывают. В его стенах сначала размещают исправительную колонию, а затем сельскохозяйственный техникум. В 1960-х годах в бывшем монастыре проводились реставрационные работы.

В 1991 году обитель возвращается Русской Православной Церкви. Священноахимандритом монастыря является владыка Климент (Капалин) – митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Московского Патриархата. Наместник монастыря – архимандрит Серафим (Савостьянов).

Духовником обители является известный старец схиархимандрит Власий (Перегонцев). За духовным наставлением к отцу Власию приезжают паломники со всей России и стран ближнего Зарубежья. В последнее время батюшке нездоровится, и приём паломников старцем сокращён до минимума. В дни приёма без очереди к известному священнику могут попасть только монахи монастыря, дети и тяжко болящие люди.

После экскурсии по Пафнутиево-Боровскому монастырю наши паломники посетили храм в честь святителя Николая Чудотворца в селе Русинове. Старинное село ныне является частью города Ермолино Боровского района Калужской области. Храм был заложен в честь победы над Наполеоном. Закончилось строительство в 1836 году. В 30-х годах ХХ столетия церковь закрыли и в её стенах находился склад. Хотя храм возвратили Церкви ещё в 1998 году, но его восстановление реально началось лишь с 2005 года. Окрестности храма известны многочисленными источниками в общем количестве свыше двадцати. Два источника – в честь святителя Николая Чудотворца и во имя Казанской иконы Богородицы – освящены, и при них устроены купальни. Самые смелые прихожане нашего храма, невзирая на холодную погоду, воспользовались возможностью окунуться в ключевую воду.

Домой наши паломники вернулись перегруженными не только водой из источников, но ещё более – впечатлениями от посещения благодатных мест Калужской земли.

Сергей Савкин