Паломничество в Иосифо-Волоцкий монастырь

В субботу 27 мая 2023 года прихожане нашего храма во главе со священником Павлом Каревым совершили паломническую поездку в Иосифо-Волоцкий Успенский ставропигиальный мужской монастырь. День выдался солнечный, и хотя ближе к вечеру небо омрачилось тучами, дождь так и не начался.

Основатель монастыря преподобный Иосиф Волоцкий (1439-1515) происходил из дворянской семьи и в миру звался Иваном Саниным. Юношу с детства привлекало монашество, и около 20 лет от роду он принимает постриг с именем Иосиф, в честь библейского Иосифа Прекрасного. Начав с Саввина монастыря в Твери, молодой монах вскоре перешел в Пафнутьев-Боровский монастырь, где им духовно руководил сам основатель монастыря преподобный Пафнутий Боровский. К Иосифу пришёл также принявший монашество его престарелый отец, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет. После кончины преподобного Пафнутия, Иосифа назначают игуменом монастыря. Однако между ним и братией вскоре возник конфликт. Монахи привыкли к сравнительно вольготной жизни богатой обители, а аскетизм и требовательность нового игумена пришлись им не по душе. Преподобный Иосиф вынужден был уйти из монастыря, но в конфликт вмешался великий князь Иван Третий, и в 1479 году на некоторое время святой Иосиф возвращается в обитель. В том же году он решает основать собственный монастырь, в чём получает поддержку удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого. Преподобный Иосиф строит монастырскую жизнь по строгому общежительному уставу и принимает в обитель выходцев из других монастырей. Он охотно принимает пожертвования как деньгами, так и земельными наделами. Монастырь занимается активной благотворительностью. В голодные годы преподобный Иосиф расходует на помощь голодающим все монастырские запасы и даже занимает деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии. 

Наряду со святителем Геннадием Новгородским, преподобный Иосиф борется с широко распространившейся среди тогдашней общественной верхушки так называемой «ересью жидовствующих». Еретики отвергали Божественность Господа Иисуса Христа, Церковь, Таинства, сам строй христианской жизни. При этом из соображений конспирации сектанты не отказывались от своих должностей как на государственной службе, так и в церковной иерархии. Успех ереси означал бы крах духовных основ народной жизни и, как следствие, возможный крах российской государственности.

Преподобный Иосиф дискутировал по вопросам монастырского землевладения, монастырской собственности, украшения храмов, отношения к еретикам с преподобным Нилом Сорским, ещё одним выдающимся представителем русского монашества, неформальным лидером идейного течения так называемых «нестяжателей». Несмотря на разногласия, отношения между преподобными Иосифом и Нилом всегда были проникнуты братской любовью. Так, например, преподобный Нил рекомендовал скитским монахам перед приходом в скиты проходить монашеский искус или в монастыре преподобного Иосифа, или в близких ему по духу общежительных обителях. Исторический конфликт возник уже впоследствии между не в меру ретивыми последователями двух светильников веры, но сами они к этому конфликту никакого отношения не имеют.

В XV-XVII веках монастырь активно развивался. Главный соборный храм в честь Успения Богородицы был построен в XV веке и принял свой нынешний облик в 1688-1696 годах. Рядом в 1490 году построили огромную колокольню – прообраз колокольни Ивана Великого в Московском кремле.

После октября 1917 года монастырь пытался существовать при богоборческой власти под видом «Иосифовской сельскохозяйственной трудовой коммуны», но в 1922 году монастырь окончательно закрыли и монахов разогнали. После ликвидации обители там разместился детский дом. 

В годы Великой Отечественной войны при отступлении Красной армии была взорвана колокольня, с которой при ясной погоде можно было увидеть Москву. В октябре-декабре бывший монастырь занимали немецко-фашистские захватчики. 

После освобождения обители в декабре 1941 года туда вновь вернулся детский дом. 

15 мая 1989 года монастырь одним из первых возвратили Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря, вплоть до своей кончины в 2003 году, стал долгое время служивший в нашем храме Воскресения Словущего на Успенском вражке митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Владыка Питирим деятельно начал восстановление пришедшей в запустение обители. При нём приступили к активному восстановлению храмов, начало развиваться подсобное хозяйство. В 2001 году были обретены находившиеся до этого под спудом мощи преподобного Иосифа. Трудами митрополита Питирима в монастыре открыт первый в России музей Библии. Основа экспозиции – богатая коллекция книг Священного Писания, собранная владыкой в бытность его главой Издательского отдела Московской Патриархии. Ныне наместником монастыря является архимандрит Сергий (Воронков).

Паломники нашего прихода последний раз были в монастыре уже десять лет назад. Ещё в нашем храме после молебна о путешествующих с напутственным словом к пилигримам обратился настоятель протоиерей Николай Балашов. Быстро и без пробок автобус с нашими прихожанами доехал до обители. Паломники посетили храмы и книжную лавку, полюбовались воздвигнутым близ монастыря в 2009 году памятником преподобному Иосифу. В Успенском соборе с нашими путешественниками после богослужения побеседовал отец Владимир, лично знавший владыку Питирима. Замечательную экскурсию по Музею Библии для паломников провела сотрудница музея Елена Алексеевна, а нашим гидом по монастырю была Алла Ивановна. Помимо храмов обители, нашим прихожанам показали также храм-часовню преподобного Максима Грека. Храм-часовня устроен в Германовой башне монастырской стены. Германова башня по преданию поставлена на месте деревянной башни, где в 1525-1531 году содержался заключённый сюда после клеветнического навета преподобный Максим. Наши пилигримы полюбовались также мирно сосуществующими флегматичными и упитанными кошками и собаками, проживающими в монастыре вполне официально. Согласно распоряжению митрополита Питирима, им полагается содержание за послушания, соответственно, защиты обители от крыс и мышей и охраны в ночное время. 

После Иосифо-Волоцкого монастыря наши паломники проехали в расположенную поблизости от обители церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово. Село Спирово, названное в честь святителя Спиридона Тримифунтского, ныне практически исчезло. Храм, по сути, стал кладбищенским и является единственным в районе Волоколамска, который не закрывался в советское время. Каменное храмовое здание построено в 1825 году, колокольня в 1849-м. В церкви пребывает чтимый древний резной образ святителя Николая Чудотворца (Никола Можайский). В шестое воскресенье по Пасхе из храма в Иосифо-Волоцкий монастырь с этим образом проходит крестный ход, установленный в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке. В ХХ веке в храме служил священномученик протоиерей Димитрий Лебедев (1871-1937), прославленный в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Настоятелем Введенской церкви сегодня является протоиерей Константин Попов.

Заключительным пунктом паломничества стало посещение памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму работы заслуженного художника России Юрия Хмелевского, установленного и освящённого в 2021 году на центральной площади города Волоколамска по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Тест: Сергей Савкин

фото: Тамара Миронова