«Наши соседи» или пешком в соседние храмы. Часть 4

В субботу 19 мая состоялось заключительное в этом сезоне паломническое посещение из цикла «Наши соседи». Долгая жара начала мая сменилась дождями и грозами. В субботу почти весь день лил дождь, то смывая пожухлую прошлогоднюю листву клокочущими потоками, то переходя на мелкую изморось. На сей раз наши прихожане посетили храмы Успения и Рождества Божией Матери в Путинках.

Желающие принять участие в богослужении с утра пришли в церковь Успения Богородицы в Путинках, остальные подтянулись попозже на экскурсию. О прошлом и настоящем храма нашим паломникам рассказал диакон Павел Стороженко.

Слобода Путинки находилась на окраине средневековой Москвы в пределах Земляного города за Тверскими воротами Белого города. Первое летописное упоминание этой местности датируется XIV веком. В то время там простирались обширные «Великие луга» в окрестностях дорог на Тверь и Дмитров. По поводу происхождения слова «Путинки» единого мнения нет. Скорее всего, оно связано со словом «путь». Старожилы произносят это слово с ударением на последнем слоге.

В XVI веке там располагался один из путевых загородных дворцов великого князя Василия III, где останавливались иностранные послы. При Путевом дворце и построили тогда ещё деревянную Успенскую церковь, первое упоминание о которой датируется 1621 годом. В 1676 году на месте деревянного возвели уже храм каменный. В 1690 году к храму пристроили придел святителя Николая Чудотворца, ныне придел преподобного Сергия Радонежского.

В 1922 году церковь закрыли и перепланировали под жилой дом. Обширную приходскую территорию значительно сократили и возвели на ней постройки, сильно исказившие архитектурную композицию храма. На части территории ныне располагается посольство Республики Бенин. Во второй половине ХХ века жильцов расселили, и в здании храма расположился швейный цех Общесоюзного дома моделей одежды. Здесь происходил пошив, в частности, изделий знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева.

В 1991 году храм в практически руинообразном состоянии передали Церкви. Незадолго до этого сформировалась православная община храма, состоявшая в основном из рок-музыкантов во главе с певицей Инной Желанной. Первым настоятелем Успенской церкви назначили протоиерея Глеба Афанасьева. В 90-х годах пути Инны и Успенской общины по разным причинам разошлись. В 1992 году при храме началась деятельность впоследствии широко известного общества «Радонеж».

Храм сначала восстанавливался медленно. Хронически не хватало средств. По промыслу Божию как-то мимо церкви проезжал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Впечатлившись запустением святого места, Юрий Михайлович быстро нашёл спонсоров и необходимые подрядные организации. Со временем храм полностью восстановили. Некоторые чтимые иконы церкви подарил музыкант группы «Звуки Му» Александр Давидович Липницкий. Несколько икон, в том числе икону святого Георгия Победоносца конца XIX века, сейчас находящуюся в Сергиевском приделе, подарил Борис Гребенщиков.

В 1995 году после тяжелой болезни отец Глеб Афанасьев отошел ко Господу. Новым настоятелем храма сначала назначили отца Максима Мирова, а с 1998 и по сей день ныне протоиерея Алексия Гомонова.

Сегодня в Подмосковье в селе Аляухово Одинцовского района открыто подворье храма Успения Богородицы в Путинках – церковь святых Царственных Страстотерпцев. На подворье проводится значительная часть различных приходских мероприятий.

При храме издаётся журнал «Успенский сад», а также действует община разрушенного в годы государственного атеизма московского Страстного монастыря, добивающаяся восстановления обители.

Располагающийся поблизости каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках был построен в 1649-1652 годах взамен находившегося здесь ранее деревянного в характерном шатровом стиле. После постройки храма тогдашний патриарх Никон по не до конца ясным причинам запретил строительство шатровых церквей, поэтому храм Рождества Богородицы считается одним из последних старинных представителей этого архитектурного стиля.

После революции в храм перешла община и братия закрытого неподалёку Высокопетровского монастыря. Во второй половине 30-х годов церковь Рождества Божией Матери в Путинках закрыли. Здесь сначала разместили различные советские учреждения, а затем вплоть до 1990 года репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене». На рубеже 50-60-х годов здание храма масштабно реставрировалось под руководством архитектора Н.Н. Свешникова. Реставрация получила высочайшую оценку Академии архитектуры.

К концу 80-х годов здание церкви Рождества Богородицы сильно обветшало. По инициативе известного актёра Александра Абдулова во дворе располагавшегося поблизости театра «Ленком» проходил фестиваль «Задворки», сборы от которого шли на восстановление храма. В 1990 году его, наконец, возвратили Русской Православной Церкви. Настоятелем назначили игумена Серафима (Шлыкова), активно взявшегося за восстановление прихода. К сожалению, вокруг налаживавшейся приходской деятельности начались какие-то малопонятные интриги. Возможно, оказались задеты чьи-то бизнес-интересы. События развивались трагически. В феврале 1991 года отец Серафим был убит. После смерти первого настоятеля контакты приходской общины и Александра Абдулова существенно ослабли, но в январе 2008 года умершего от тяжёлой болезни актёра здесь отпевали.

Новым настоятелем стал священник, ныне протоиерей, Феодор Батарчуков. В августе 1991 года в храме возобновились регулярные богослужения. Приходу в 1990-е годы передали значительное количество старинных икон, задержанных при попытке контрабандного вывоза за границу. Многие иконы, как старинные, так и современного письма, храму подарили прихожане. Старинную Феодоровскую икону Божией Матери церкви подарил уже упоминавшийся в связи с Успенским храмом Александр Липницкий. Сейчас при церкви налажено производство просфор, которые поставляются в том числе и для нашего храма Воскресения Словущего на Успенском вражке.

О церкви Рождества Богородицы в Путинках нашим прихожанам рассказал староста прихода Андрей Валентинович Шеншев. После экскурсии наших паломников ждал чай, а самые стойкие получили возможность подняться на колокольню храма.

Сергей Савкин