Коломенское

В субботу 17 июня группа прихожане нашего храма во главе с отцом Павлом Каревым посетили музей-заповедник Коломенское и выставку «Державная заступница России. К столетию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы “Богоматерь Державная”».

Погодные особенности нынешнего лета напоминают не о «глобальном потеплении», а скорее о «малом ледниковом периоде». Накануне, в пятницу, весь день шёл дождь, и предполагалось, что в субботу погодные традиции нынешнего лета нарушены не будут. Но, на удивление, с утра выглянуло солнце, и хотя во второй половине дня иногда и накрапывал дождик, но совсем чуть-чуть.

Коломенская вотчина в XIV веке принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из командиров русских войск на поле Куликовом. В 1527 году великий князь Василий III, получив сведения о возможном нападении войск крымского хана «стал в Коломенском». Вероятно, тогда у него и возникла мысль о строительстве здесь летней резиденции. В 1532 году в документах впервые упоминается великолепный храм Вознесения Господня. Храм был воздвигнут в честь рождения наследника великого князя – будущего царя Ивана Грозного. Церковь Вознесения построена на уникальном многометровом фундаменте и имеет высоту в 62 метра, что на момент освящения храма в сентябре 1532 года, делало её самым высоким сооружением на Руси. В XVI веке в Коломенском постепенно сформировалась великокняжеская резиденция. Близ Вознесенского храма строится Георгиевская колокольня и в соседнем селе Дьяково – храм Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

В XVII веке в жизни уже царской вотчины начался новый этап. Утвердившаяся после Смутного времени династия Романовых строго следовала традиции своих предшественников. При царе Алексее Михайловиче к осени 1640 года в Коломенском строится деревянный дворец. В 1667 году здесь строится новый дворец, который многие исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Вместе с незадолго до этого построенным каменным храмом Казанской иконы Божией Матери дворец составлял единый комплекс. После кончины Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшалось. Есть предание о рождении здесь царя Петра (на самом деле в Московском Кремле), сам же государь приезжал сюда крайне редко (последний раз в 1724 году). После Петра царствующие особы вообще стали здесь редкими гостями. В 1766-67 годах строится новый деревянный дворец для императрицы Екатерины II, а старый дворец Алексея Михайловича по причине ветхости разобрали. В XIX веке придворная жизнь Коломенского угасает. Царствующие особы окончательно перестают посещать его. Во второй половине столетия разбирают летние дворцы. Храмы Коломенского становятся простыми приходскими.

В 1917 году 2 марта по старому стилю в селе Коломенское в день отречения царя-мученика Николая II была обретена чудотворная икона Богородицы «Державная», явление которой православный народ воспринял как знак покровительства Божией Матери над Россией, лишившейся традиционной монархической власти.

К началу 1920-х годов почти все храмы Коломенского были закрыты. В 1923 году по инициативе известного архитектора-реставратора П. Д. Барановского здесь был организован музей. Державную икону новые власти реквизировали. Длительное время она хранилась в запасниках Исторического музея.

В 1941 году незадолго до войны был закрыт последний храм Коломенского – Казанской иконы Божией Матери. В 1943 году в связи с войной и некоторым смягчением политики атеистической власти по отношению к Церкви богослужения в Казанской церкви возобновились.

В 1960 году сёла Коломенское и Дьяково вошли в состав Москвы.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов историческая застройка сёл Коломенского и Дьякова была уничтожена. В частности перед Олимпиадой 1980 года было варварски снесено кладбище села Дьякова с надгробьями XVII-XIX веков. (Сегодня есть планы частичного восстановления утраченных строений). При этом в музей-заповедник с 1920-х годов переносились памятники деревянного зодчества из разных мест России.

Державная икона Богородицы трудами служившего в нашем храме митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из музейных запасников была перенесена в домовой храм Издательского совета Русской Православной Церкви. А в 1990 году святыню возвратили в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери, где она пребывает и доныне.

В 2010 году в районе села Дьякова был воссоздан деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Из-за того, что на месте бывшего дворца в Коломенском разбили парк, строение возвели в отдалении на пустыре.

Наши прихожане, пожелавшие принять участие в богослужении в храме Казанской иконы Богородицы, пришли к восьми часам утра. Остальные подтянулись к 10 часам, к самой экскурсии. О прошлом и настоящем храма нашим прихожанам рассказал священник прихода – протоиерей Алексий Моисеев. Казанская церковь сейчас является единственным в Коломенском по-настоящему приходским храмом. Помимо Державной иконы Божией Матери среди святынь храма также чтимый список Казанской иконы Богородицы. Настоятелем храма является епископ Гурий (Шалимов), бывший Петропавловский и Булаевский, ныне пребывающий на покое. Храм нуждается в ремонте. Последняя капитальная реставрация здесь была осуществлена в конце 1960-х годов. Средства есть, но начало работ тонет в бесконечных бюрократических согласованиях и разрешениях.

Из других храмов на территории музея-заповедника регулярные богослужения проходят в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Дьякова. В остальных храмах службы проходят только иногда по большим праздникам.

После знакомства с Казанским храмом состоялась экскурсия по музею. Провела её сотрудник музея Светлана Григорьевна, эффектно одетая в костюм боярыни XVI века. Наши прихожане посетили выставку «Державная заступница России. К столетию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы “Богоматерь Державная”». Выставка через несколько дней заканчивает свою работу. В экспозиции представлены материалы о жизни в Российской империи, предметы, связанные с царствовавшей династией Романовых, образцы вооружения и обмундирования Русской армии времен Первой мировой войны, уникальные документы по отречению последнего Царя, Февральской революции, пребыванию Царской семьи под арестом вплоть до её трагической гибели. Также там выставлены оригиналы показаний крестьянки Евдокии Адриановой, которой во сне было открыто о забытом образе Богородицы, и докладная записка святителя Тихона, митрополита Московского, будущего Патриарха. В обширной экспозиции икон представлены многочисленные списки Державной иконы, различные иконы из собраний московских музеев и музея Троице-Сергиевой лавры.

После выставки наши паломники прошли в подклет храма Вознесения Господня, где был явлен чудотворный образ, и посетили сам храм, включённый в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, не сохранилось изначальное убранство храма. Нынешний иконостас воссоздан по историческим рисункам. Храм не отапливаем. И даже в сильную жару там довольно холодно. На этом собственно экскурсия и закончилась.

Слегка подкрепившись и погуляв по Коломенскому наши прихожане осмотрели воссозданный дворец царя Алексея Михайловича. Произвело впечатление мастерство работы архитекторов и мастеров-плотников. Строение не производит впечатление халтурного новодела. Перед разбором старого дворца в XVIII веке все объекты были промерены и оформлены чертежи, по которым дворец и был воссоздан в начале XXI столетия. Сегодня здесь проходят выставки и различные мероприятия. Все уже устали, поэтому осматривать выставки во дворце решили как-нибудь в другой раз.

Сергей Савкин