Древняя московская обитель

17 января 2015 года большая паломническая группа наших прихожан под руководством священника Павла Карева посетила древний Спасо-Андроников монастырь в Москве.

Замечательна история основания обители. В 1356 году святитель Алексий, митрополит Московский, возвращался из Константинополя на родину. Чёрное море отличается неспокойным нравом. Ещё мгновение назад ласково светило солнце, царило «благорастворение воздухов», но внезапно набегают тучи и сильный ветер обрушивает валы воды на содрогающиеся деревянные борта утлого судёнышка. Поднявшаяся буря застигла корабль врасплох. Ответом на разгул стихии стала усердная молитва святителя и обет построить храм в честь того святого или праздника, который будет отмечаться в день, когда судно достигнет берега. Ветер стих, и изрядно потрёпанный стихией корабль достиг причала 16 августа (по старому стилю), в день праздника Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, икону которого митрополит Алексий вёз с собой в Москву.

Один из притоков Яузы, в память о константинопольской бухте Золотой Рог, был назван Золотым Рожком, возле которого в 1356 году и началось строительство храма Спаса Нерукотворного, освящённого в 1357 году. Позднее Владыка решил вокруг храма основать монастырь, игуменом которого, с согласия святого Сергия Радонежского, стал преподобный Андроник – один из любимых учеников «игумена земли Русской». В честь своего первого настоятеля монастырь впоследствии и стал называться Андрониковым.

В 1368 году в обители случился пожар, и вместо сгоревшего деревянного был возведён каменный собор, фрески коего расписывал насельник монастыря преподобный Андрей Рублёв. Знаменитого иконописца и похоронили в стенах обители. Храм был перестроен в 1420-1427 годах. Именно тогда Спасский собор и получил тот внешний вид, в котором, с небольшими изменениями, он дошел и до наших дней. Ныне храм является одним из древнейших строений Москвы.

В Средние века монастырь неоднократно переживал разорения от иноземных захватчиков. В разгар трагедии церковного раскола здесь содержался под стражей протопоп Аввакум. В 1812 году во время нашествия Наполеона монастырь был разграблен и сожжён французами.

Спасо-Андроников монастырь неоднократно перестраивался и развивался вплоть до 1917 года. В 1918 году обитель одной из первых была закрыта новой большевистской властью. В его стенах организовали концлагерь ВЧК для противников «диктатуры пролетариата», а в 1922-1928 годах – колонию для малолетних преступников. Позднее в стенах прославленной обители расселяли работников завода «Серп и Молот», организовывали различные советские учреждения.

В 1947 году инициативная группа с академиком И.Э. Грабарём во главе обратилась к правительству с просьбой организовать в стенах монастыря Музей древнерусской живописи. И в том же году соответствующее постановление правительства было подписано. В монастыре начались работы по реставрации строений, стала собираться коллекция шедевров иконописи. В разгар хрущёвских гонений на Церковь формирование музея было фактически заморожено. Только неоднократные обращения деятелей культуры и объявление ЮНЕСКО 1960 года годом «русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения вынудили власти сдвинуть дело с мёртвой точки. В 1960 году музей был открыт, а с 1985 года носит современное название: «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва».

В советскую эпоху музей стал точкой притяжения верующей интеллигенции. Многие известные люди Церкви (например, протоиерей Александр Салтыков) начали свою деятельность в стенах музея. Отец Александр и доныне в должности старшего научного сотрудника музея проводит лекции для всех желающих, осуществляет научную и преподавательскую деятельность.

Хотя монашеская жизнь в обители не восстановлена, Спасский собор передан верующим, и в нём с 1990 года возобновлены богослужения. Настоятелем собора ныне является протоиерей Вячеслав Савиных.

В нашем храме Воскресения Словущего богатое и разнообразное собрание икон и святынь, почитаемых Церковью. Тем более оценили наши прихожане возможность прикоснуться к шедеврам древнерусской иконописи, проследить тенденции изменений иконописного стиля, получить более полное представление о церковном изобразительном искусстве.

Древнерусская иконопись, живописная манера преподобного Андрея Рублёва ныне рассматривается как безусловный эталон стиля, высочайший пример единства формы и содержания. К сожалению, осознание этого факта пришло только в сравнительно недавнее время. Русское церковное искусство пережило ряд непростых периодов, когда в угоду тонкости письма и композиционной насыщенности приносилась в жертву духовная составляющая иконы. До начала ХХ века не существовало научного метода реставрации. Старинные иконы поновляли, часто самым варварским способом. Древние шедевры просто закрашивали, накладывая новый слой краски в соответствии с сиюминутными представлениями о том как «правильно и красиво». То, что не совпадало с модными европейскими веяниями, иногда просто уничтожалось. Так в XVIII веке в Спасском соборе Андроникова монастыря были уничтожены почти все древние фрески преп. Андрея Рублёва. Сохранился только небольшой фрагмент возле окна в алтаре.

Посещение Спасо-Андроникова монастыря, знакомство с его прошлым и настоящим, осмотр богатейшего собрания икон для прихожан нашего храма стали настоящей прививкой хорошего художественного вкуса, ознакомлением с высочайшего уровня «богословием в красках», по сути церковным Преданием, выраженным в визуальных формах.

Сергей Савкин