Паломничество в Кашин

15 октября 2018 года, в день памяти святой благоверной великой княгини Анны Кашинской, Церковь отмечала шестьсот пятьдесят лет её преставления. В этот день большая группа прихожан нашего храма со священником Алексием Харламовым и протодиаконом Николаем Пянзиным во главе совершила паломническую поездку в Кашин. 

Святая Анна родилась в 1279 году в семье Ростовского князя Димитрия Борисовича и в Крещении была наречена в честь праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В 1294 году благоверная княжна вышла замуж за князя Михаила Тверского. Вскоре начались испытания и скорби, которых на долю святой Анны выпало немало. Уже в год свадьбы умирает её отец. В 1296 году в страшном пожаре сгорает великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Первенец святой Анны – дочь Феодора умерла во младенчестве.

В 1317 году началась политическая борьба Михаила Тверского и московского князя Юрия. В результате интриг Юрия князя Михаила Тверского вызвали в Орду, где он принял мученическую кончину, отказавшись поклоняться идолам. Впоследствии великий князь Михаил был канонизирован Церковью в лике святых благоверных. В 1325 году старший сын Анны – Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца – убивает его. Ордынский хан за это казнит Димитрия. Год спустя жители Твери подняли восстание против ордынских послов во главе с двоюродным братом хана Узбека. Восставшие убили всех захватчиков, из-за чего ордынцы совершили на тверскую землю опустошительный набег. В 1339 году в Орде зверски убили второго сына Анны – Александра и его сына Феодора (внука Анны). Испытания не сломили духа тверской княгини. Она творит дела милосердия, а после гибели сына и внука принимает монашеский постриг с именем Евфросиния (по другой версии – София). Незадолго до своей кончины святая княгиня переехала в Кашин, один из старейших городов тверской земли, первое упоминание которого в летописи датируется 1238 годом, в специально выстроенный для неё Успенский монастырь и принимает схиму со своим прежним именем Анна. Господь открыл святой Анне день кончины, которая и произошла 2 (по новому стилю 15) октября 1368 года. 

С 1611 года при гробе святой Анны начинают происходит многочисленные чудеса. В 1649 году состоялось обретение честных мощей святой великой княгини, а в 1650 году и её общецерковное прославление в лике святых благоверных.  

В 1677 году произошла отмена почитания святой Анны, для Русской Церкви случай уникальный. Причиной этого прискорбного события стало то, что при открытии мощей благоверной великой княгини персты у неё были сложены двоеперстно, что и изображалось впоследствии многократно на её иконах, а после церковной реформы Патриарха Никона старый обряд и двоеперстное перстосложение были осуждены и запрещены как еретические. В силу этого, святая стала чрезвычайно популярна среди раскольников, и в её дальнейшем почитании сторонники нового обряда видели пропаганду старообрядчества. (Постепенно позиция в отношении старого обряда в Русской Церкви смягчалась. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года окончательно отменил все прещения и клятвы на старый обряд. Таким образом, Русская Церковь и старый, и новый обряд считает равноспасительными. Ныне в ряде храмов Русской Православной Церкви службы идут по старому обряду и такие приходы традиционно называются единоверческими). 

После официального прекращения почитания мощи святой Анны были спрятаны, но в церковном народе любовь к ней не оскудевала. Помимо частных молитв постепенно на приходах Кашина стали служить молебны святой Анне Кашинской. Народное почитание ещё более усилилось после Отечественной войны 1812 года, когда, по общему мнению, именно заступничество святой Анны способствовало тому, что иноземные захватчики до города так и не дошли. С этим обстоятельством связано и то, что святая Анна в Русской Церкви почитается и как святая благоверная великая княгиня, и как преподобная. Дело в том, что местное духовенство после Отечественной войны 1812 года обратилось в Святейший Правительствующий Синод с просьбой уточнить, как святой Анне проводить церковные службы. И Синод, не восстанавливая официальную канонизацию, разрешил святой Анне совершать службы как преподобной. Во время правления святого императора-страстотерпца Николая Второго почитание святой Анны было окончательно восстановлено. Второе прославление подвижницы произошло 12 июня 1909 года. На торжествах по случаю восстановления почитания святой Анны Кашинской в городе присутствовала святая великая княгиня Елизавета Феодоровна.  

В начале XVIII столетия в Кашине было более 60 храмов, из которых 5 каменных и 13 монастырей. Ко времени революции в городе насчитывалось 35 храмов и часовен, функционировало 3 монастыря. И всё это при населении города в 1917 году около 9 тысяч человек. После революционных бурь патриархальный уклад жизни горожан некоторое время оставался прежним. Всё изменилось в 1929 году, когда побывавший в городе московский корреспондент опубликовал в столичной прессе разгромную статью, где критиковалось то, что в разгар «социалистических преобразований» в Кашине функционируют почти все храмы и монастыри и никакой атеистической работы практически не ведётся. После этого в городе произошло массовое закрытие церквей и обителей. Мощи святой Анны Кашинской были вскрыты, выставлены на всеобщее обозрение, а затем помещены в местный атеистический музей. К 1940 году в Кашине не осталось ни одного действующего храма. В 1940-е годы возобновились богослужения в единственном храме в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (ныне церковь приписана к Клобукову монастырю). Несмотря на гонения безбожников святая Анна не оставляла город в своём покровительстве. Как и более чем столетием ранее, иноземные захватчики в 1941 году до города так и не дошли, остановившись от Кашина всего в двадцати километрах.  

После празднования Тысячелетия Крещения Руси в Кашине началось восстановление церковной жизни. Церкви постепенно возвращают храмы и монастыри. Практически все они после десятилетий государственного атеизма превращены в руины. Трагический ХХ век превратил некогда процветавший купеческий городок в депрессивный город с разбитыми дорогами и полуразрушенной промышленностью. Средств на восстановление храмов и монастырей не хватает. Что-то уже восстановлено, что-то только ждёт своего часа. Восстановлен Вознесенский собор, где ныне пребывают возвращенные Церкви честные мощи святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. Восстанавливается кафедральный Воскресенский собор, другие городские храмы. 

Осень 2018 года порадовала тёплой и комфортной погодой. Хотя по ночам уже довольно прохладно, но, по-весеннему яркое солнышко быстро наполняет воздух майским теплом. Погода столь благодатна, что перелётные птицы, кажется, вопреки всем инстинктам напрочь лишились желания куда-то улетать. По крайней мере, мы, на месте подобных птах, наверное, поступили бы точно так. Чтобы успеть на богослужение, пришлось собираться очень рано. После краткого молебна автобус с паломниками двинулся в путь. В Вознесенском соборе города Кашина праздничную службу возглавил владыка Савва, митрополит Тверской и Кашинский, в сослужении епископов Бежецкого и Весьегонского Филарета и Ржевского и Торопецкого Адриана, а также духовенства города Кашина, Тверской и других епархий, включая наших отца Алексия и протодиакона Николая. По окончании богослужения к прихожанам собора и многочисленным паломникам митрополит Савва обратился с приветственным словом. Прозвучало также приветствие от губернатора Тверской области Игоря Рудени, бывшего в числе почётных гостей.  

Наши прихожане знают Кашин не понаслышке. В нашем храме Воскресения Словущего на Успенском вражке пребывает замечательная икона святой Анны Кашинской. В этот образ был предусмотрительно вделан мощевик, который долгое время оставался пустым. В 2013 по благословению возглавлявшего тогда Тверскую епархию митрополита Виктора духовенство и прихожане нашего храма во главе с настоятелем протоиереем Николаем Балашовым, приехали вместе с иконой в Кашин, где на торжественном богослужении в мощевик нашего образа была вложена частица мощей преподобной Анны. Также уже довольно давно прихожане нашего храма во главе с помощником настоятеля по социальному служению Дмитрием Захаровым регулярно приезжают в Кашин, где помогают местным приходам оказывать благотворительную поддержку нуждающимся.  

Наши паломники после праздничного богослужения встретили знакомых из клира и сотрудников собора Вознесения Господня, некоторых подопечных нашей социальной службы. Затем состоялась обзорная экскурсия по городу с остановкой в кафедральном Воскресенском соборе. Проводила экскурсию сотрудница Николаевского Клобукова монастыря Наталья. После обзорной поездки наши паломники посетили Николаевский Клобуков женский монастырь, где их радушно встретила настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова). После подкрепления сил в трапезной обители уже знакомая нашим пилигримам сотрудница Наталья провела экскурсию по монастырю. 

Николаевский Клобуков монастырь возник во второй половине XIV века и своим названием обязан местному преданию о чудесном явлении в этих местах в XII веке монашеского клобука святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому. Основана обитель была как мужская. Здесь начинал свой подвиг в XV веке преподобный Макарий Калязинский.  

В 20-е годы ХХ столетия монастырь был закрыт и частично разрушен. В помещениях обители размещались бойня и колбасный цех, часть помещений использовали под квартиры. Уже в 70-е годы несколько участков территории монастыря выделили под индивидуальную застройку и здесь появились частные дома.  

В 1994 году обитель возвратили Церкви. В монастыре было всего два монаха, и они, к сожалению, так и не смогли наладить монашескую жизнь. В 2001 году обитель преобразовали в женскую. Настоятельницей монастыря назначили монахиню Анну (Топоркову). В 2009 году матушка настоятельница отошла ко Господу, перед кончиной приняв постриг в схиму с именем Стефанида. На её место назначили монахиню Варвару, в том же году возведённую в сан игумении. В обители активно ведутся восстановительные работы. В числе благодетелей монастыря был известный радиоведущий Геннадий Бачинский, трагически погибший в 2008 году. В настоящее время в монастыре ведутся работы по восстановлению Троицкого собора, готовится проект воссоздания надвратной колокольни.  

Наши паломники с удовольствием воспользовались возможностью позвонить в колокола звонницы Покровского надвратного храма. Осмотрели также Алексеевскую церковь, на сегодняшний день ставшую главным храмом обители. После посещения Николаевского Клобукова монастыря автобус с нашими прихожанами отправился в Москву. 

текст: Сергей Савкин

фото: Наталья Пьетра