Пожертвование на ремонт храма





«Наши соседи» или пешком в соседние храмы. Часть 2

В субботу 3 марта состоялась вторая пешая экскурсия из экскурсионной серии «Наши соседи», с посещением окрестных храмов. Хотя трескучие не по-весеннему морозы слегка ослабели, всё же было зябко, и совет теплее одеваться оказался совсем не лишним.

Началось паломничество с храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. Желающие принять участие в богослужении подошли к 8-30, экскурсия началась в 11 часов утра. О происхождении названия местности – Шубино – единого мнения нет. По одной версии здесь селились «шубники» – скорняки , торговавшие шубами и мехами. Другая, более правдоподобная версия говорит, что в XIV веке здесь находился двор боярина Иакинфа Шубы. Поэтому исследователи предполагают, что первоначально здесь была построена деревянная церковь святого Иакинфа (Акинфия), небесного покровителя хозяина усадьбы, с приделом в честь свв. Космы и Дамиана. При многочисленных пожарах и перестройках престол св. Иакинфа был утрачен. Зато престол свв. Космы и Дамиана Асийских регулярно восстанавливался и дал название самому храму. Строительство каменного храма началось в 1626 году, изрядно затянулось и завершилось только к 1657 году. Хотя главный престол был освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, храм по-прежнему называли Космодамианским. Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. На протяжении XVIII–XIX веков храм неоднократно перестраивался.

В 1912 году на народные деньги на Тверской площади воздвигли памятник генералу Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. Площадь с того времени стала называться Скобелевской. В 1918 году памятник Скобелеву разрушили и на этом месте открыли Обелиск Конституции со статуей Свободы, а площадь перед зданием Моссовета назвали Советской.

В 1929 году храм закрыли. Здесь сначала устроили книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем типографию Министерства культуры РСФСР. В 1941 году обветшавший обелиск Конституции и памятник Свободы взорвали, а в 1954 году в честь 800-летия Москвы на этом месте открыли памятник основателю города Юрию Долгорукому. В 1958 году церковь хотели снести и построить здесь жилой дом, но по ряду причин эти планы, к счастью, не осуществились. Тем не менее, были снесены колокольня и дом причта. В 1977-79 годах здание храма частично реставрировалось.

В 1991 году храм возвратили Церкви, и здесь возобновились богослужения. С 1993 года Советская площадь вновь стала Тверской. Настоятелем храма с 1991 года был назначен священник (сейчас протоиерей) Александр Борисов. Основой церковной общины стали духовные чада убиенного в 1990 году протоиерея Александра Меня. После десятилетий запустения в храме частично сохранились только фрески, покрытые в советское время слоем краски. В 1997 из нашего храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в церковь Космы и Дамиана перенесли чтимый храмовый образ святых Асийских бессребреников. В 2000 году в одно из посещений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подарил храму святых Косьмы и Дамиана икону блаженной Матроны Московской с частицей мощей.
Экскурсию для наших прихожан провёл иеромонах Иоанн (Гуайта), итальянец, приехавший в Россию с исследовательскими целями ещё в далёкие 1980-е годы (отец Иоанн, в миру Джованни Гуайта, учёный-русист). После общения с отцом Александром Менем Д. Гуайта остался в России, принял Православие, монашеский постриг и стал священником.

Отец Иоанн, интересно и подробно рассказал нашим прихожанам о своём храме. После этого экскурсионная группа прошла к располагавшемуся неподалёку Саввинскому подворью.

Подворье звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря построено в 1907 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в неорусском стиле. В XV веке на этом месте располагался Воскресенский монастырь. В 1650 году монастырь получил статус Саввинского подворья. В 1812 году подворье сгорело, и до начала XX века его не восстанавливали. Новое подворье изначально задумывалось как доходный дом, средства от которого шли на поддержание подмосковной обители. Красивое здание, вобравшее в себя элементы модерна и барокко, выходило фасадом на Тверскую улицу. Часть помещений занимало Саввинское архиерейское представительство, в остальных располагались различные конторы и сдававшиеся внаём квартиры. Среди различных организаций свою контору здесь имел основатель российского кинематографа Александр Ханжонков. После революции архиерейское представительство закрыли, а здание превратили в огромную коммунальную квартиру. Во второй половине 1930-х годов по новому Генеральному плану Москвы происходила реконструкция Тверской улицы (тогда улицы Горького). Историческая застройка безжалостно сносилась, возводились дома нового монументального стиля. Подворье из-за красоты решили не сносить. Здание весом в 23 тысячи тонн вместе со всеми жителями передвинули на 50 метров вглубь двора, а выход на Тверскую загородил новый жилой дом. Сейчас в здании Саввинского подворья, как и когда-то, располагаются офисы, жилищная контора, частные квартиры. Некоторые помещения возвращены Церкви, действует центр «Православная семья». В расположенной здесь часовне регулярное богослужение по различным причинам пока не начато.

В финале паломничества наши прихожане посетили храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Храм расположен близ Высоко–Петровского монастыря. Очень запоминающуюся и яркую экскурсию для наших паломников провёл староста храма – Виталий Геннадиевич. Сергиевская церковь построена около 1591 года. В то время это была самая окраина Москвы. Одна из версий происхождения названия местности предполагает наличие густых зарослей крапивы. Несмотря на относительную удалённость этих мест от города, царствующие особы не обделяли храм своим вниманием. Дело в том, что это был первый храм в городе в честь Радонежского чудотворца. Царь Иван Васильевич Грозный, отличавшийся в детстве крайней болезненностью, укрепил здоровье по молитвам преподобному Сергию, и строительство храма было организовано по его инициативе, хотя замысел был реализован уже после смерти самодержца. Государи из Дома Романовых, посещая Петровский монастырь, обязательно заглядывали и в Сергиевский храм. В церкви в XVI – XVIII веках погребались князья Ухтомские. При императоре Александре III в храме разместилось подворье Константинопольского Патриархата. В связи с этим храмовый комплекс был в очередной раз перестроен. Также были построены и окружающие церковь здания, где в расположенных рядом доходных домах проживали балерины Большого театра.

Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. В его здании сначала разместился Дом пионеров, а затем цех Первого московского завода коньков, производивший коньки и лыжные крепления. Работа цеха уничтожила остатки храмовых росписей. Также была сильно повреждена колокольня.

В 1991 году храм преподобного Сергия возобновил деятельность в статусе Патриаршего подворья. Первым настоятелем церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии архимандрит). Внутреннее убранство храма формируют иконы и другие святыни из запасников Исторического музея. Чтимые святыни церкви: Кийский крест, сооруженный в 1657 году по инициативе Патриарха Никона из кипариса возрастом в три тысячи лет; икона Спас в силах; чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери; чтимая икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В 2000-2002 годах была полностью восстановлена колокольня. К сожалению, сегодня дома вокруг храма сильно обветшали. С 2010 года настоятелем церкви преподобного Сергия стал протоиерей Александр Абрамов.

После знакомства с храмом в приходском доме наши прихожане познакомились с экспозицией приходского музея: «Советский союз: Вера и люди». В музейном собрании – аккуратно переписанные от руки или размноженные другими способами молитвословы, Священное Писание, богослужебные тексты, заботливо украшенные кустарные иконы, церковные календари, церковные книги, грампластинки, записи голосов священников . Экспозиция напоминает жилую комнату благочестивой старушки тех времён. С музеем наших прихожан знакомил сотрудник прихода – Никита.

После музея наши паломники подкрепились чаем с различными постными вкусняшками.

Сергей Савкин