С июня по октябрь 2018 года наши прихожане с терпением переносили стеснения, вызванные установкой строительных лесов, нарушивших привычную обстановку храма в связи с масштабными реставрационными работами.
Неоднократно за время проведения работ настоятель поднимался на строительные леса под свод, после чего при общении с прихожанами рассказывал о том, что происходит там, на высоте, и пока недоступно взору.
Прихожане с большим интересом слушали и молитвенно поддерживали настоятеля, духовенство и, конечно же, реставраторов.Отрадно отметить что в составе реставраторов трудилось много молодых специалистов, которые благоговейно относились к храму, к богослужению и заслужили высокую оценку как настоятеля, так и сотрудников Департамента культурного наследия города Москвы. Художник-реставратор высшей категории Лариса Юрьевна Яснова, принимавшая участие в реставрации после пожара 1980-х годов, при проведении приемки работ отметила вдумчивость исполнителей и ответственное отношение к делу. С Божией помощью мы прошли период реставрации и перед нами открылась воздушная живопись 1820-1854 годов, что ранее была сокрыта под многослойными записями, загрязнениями и копотью.
И вот, наконец, 20 февраля состоялось заседание комиссии, осуществляющей контроль реставрации стенописи и лепного декора нашего храма. В работе комиссии принимали участие представители Департамента культурного наследия Москвы, в том числе начальник отдела приемки Дмитрий Сергеевич Плохотнюк, настоятель храма протоиерей о. Николай Балашов, сотрудники Архитектурно-реставрационного товарищества и художник-реставратор высшей категории Яснова Лариса Юрьевна.
В своем выступлении научный руководитель проекта С.О. Завгородний озвучил перечень реставрационных мероприятий, а также указал на основные трудности в работе и методы их преодоления.
В ходе реставрации настенной живописи были проведены консервация красочного слоя и штукатурного основания. Выполнено удаление поверхностных загрязнений, копоти, пожелтевшей лаковой пленки. В процессе проведения работ были удалены масляные записи и ретуши, нанесен реставрационный грунт, живопись тонирована и покрыта защитным слоем.
При работе с лепным декором было укреплено его гипсовое основание, удалены поверхностные загрязнения и копоть. При этом выполнены контрольные раскрытия авторской покраски декора. Результаты этих раскрытий были использованы при тонировании лепнины.
Также Сергей Олегович доложил участникам заседания о наиболее сложном участке работы. Речь шла о раскрытии авторской живописи в своде четверика. Наличие позднего слоя записи и не до конца раскрытого слоя периода реставрации 1980-х гг, а также сильная потертость красочного слоя и многочисленность мелких утрат требовали предельного внимания и строгого выполнения принципа «послойности» раскрытия.
В результате проведенных реставрационных работ раскрыта живопись на своде и на стенах четверика, на стенах и сводах центрального алтаря, а также в откосах оконных и дверных проемов. Лепной декор укреплен, восполнены его утраты и восстановлено авторское цветовое решение.
Представители Департамента культурного наследия высоко оценили качество проделанной работы, что и было отражено в Акте приемки выполненных работ: «Указанные работы по сохранению объектов культурного наследия выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями, установленными статьей 45 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»».
Фото: Наталья Пьетра