30 июня 2022 года в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке состоялось заседание Научно-методического совета по вопросам сохранения культурно-исторического наследия при Департаменте культурного наследия города Москвы, в котором приняли участие заместитель руководителя Департамента культурного наследия Ю.А. Логинова, директор Мосреставрации А.А. Спесивых, генеральный директор Архитектурно-реставрационного товарищества С.А. Пикалев и художник-реставратор высшей категории отдела монументальной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации С.О. Завгородний. Наш приход представляли настоятель протоиерей Николай Балашов и староста А.А. Кузнецов. Вниманию собравшихся был представлен доклад о ходе выполнения реставрационных работ руководителя реставрации живописи в нашем храме С.О. Завгороднего.
Как отметил Сергей Олегович, в ходе реставрации 1980-х годов в ряде случаев не были раскрыты первоначальные, авторские красочные слои. Некоторые из них были закрашены при очередных поновлениях. Вместе с тем, в отдельных местах работа реставраторов советского времени была выполнена на достаточно высоком художественном уровне.
Одной из находок ведущейся в храме научной реставрации стали раскрытые наиболее ранние слои живописи в алтаре Никольского придела, до которых не смогли дойти предыдущие реставраторы. Это изображение Богомладенца Христа, принадлежащее к редкому иконографическому изводу «Слово плоть бысть», ориентировочно можно датировать временем вскоре после 1822 года – это время после пожара и перестройки трапезной части храма и приделов. По словам руководителя реставрации, композицию в своде алтаря Никольского придела можно назвать одной из жемчужин монументальной живописи нашего храма. К тому же приблизительно времени относится раскрываемая в настоящее время живопись в конхе, то есть в полукруглом своде над апсидой, алтаря Елисеевского придела и в своде четверика, которая была раскрыта и отреставрирована в предыдущие этапы работ.
На нынешнем этапе проведена реставрация изображения Воскресения Христова в своде трапезной части храма, которое тоже относится к первой половине XIX века. Кроме того, Сергей Олегович рассказал о реконструкции изображений святителей Николая Чудотворца, Василия Великого и Иоанна Златоуста в медальонах на парусах Никольского придела, выполненной по подобию цветового, стилистического и композиционного решения сохранившегося изображения святителя Григория Богослова.
О сроках полного завершения реставрационных работ пока судить трудно. За последние два века наш храм пережил несколько поновлений и реставраций живописи на своих сводах и стенах. Поэтому теперь реставраторам приходится не только раскрывать наиболее ранние красочные слои и укреплять их, но и определять художественную ценность и композиционную целостность изображений разных периодов – XIX века, рубежа XIX-XX веков и советского времени.
Кроме того, приходится учитывать нужды повседневного использования храма с регулярным проведением богослужений, которые посещает большое число людей. В частности, как знает большинство наших прихожан, историческое покрытие пола в нашем храме несёт большой ущерб из-за воздействия противолёдного реагента, который коммунальные службы в огромном количестве рассыпают по улицам Москвы каждую зиму.
Радует, что команда наших реставраторов подходит к работе с вниманием и тщательностью, выполняя свои задачи на высоком научном и профессиональном уровне, как было отмечено членами научно-методического совета. А это значит, что результат реставрации живописи и других элементов художественного оформления нашего храма будет достойным.
Накануне заседания совета наш храм посетил епархиальный древлехранитель Московской епархии протоиерей Леонид Калинин, который также внимательно ознакомился с ходом реставрационных работ и одобрил его, высказав реставраторам отдельные замечания, которые приняты ими с благодарностью и будут непременно учтены.
Фото: А.А. Кузнецов