"Молчание Бога" - лекция Константина Мацана о творчестве кинорежиссёра Ингмара Бергмана.
"Отец, поговори со мной!" - эта просьба юноши по имени Минус, персонажа фильма "Сквозь тусклое стекло", вполне могла бы стать эпиграфом для лекции журналиста, кандидата философских наук, преподавателя МГУ им. М. В. Ломоносова и Московской духовной академии Константина Мацана, посвящённой осмыслению творческого наследия кинорежиссёра Ингмара Бергмана.
Как отметил в начале встречи сам Константин Михайлович, его подход к рассмотрению фильмов Бергмана является, прежде всего, философско-богословским, а не киноведческим. И сам лектор глубоко убежден, что "творчество Бергмана про молчание Бога, но не про Его отсутствие". На основании избранных отрывков из кинокартин шведского режиссёра Константин Михайлович продемонстрировал, по его мнению, главные идеи, которые волновали Бергмана.
В фильме "Седьмая печать" рыцарь, главный персонаж, играя со смертью в шахматы, не столько бежит от неминуемой кончины, сколько мучается вопросом - почему Бог молчит?
Профессор Исак Борг, главный герой другого фильма Бергмана, "Земляничная поляна", также охвачен поиском смысла бытия. Его сны, люди, окружающие его на протяжении сюжетного дня, который зрители проживают вместе с персонажем, заставляют Борга иначе взглянуть и на жизнь, и на себя самого. А образ часов без стрелок, которые профессор видит во сне, отсылают нас к образу из книги Откровения Иоанна Богослова (Откр. 10:6)
Спорное впечатление вызывает фильм Бергмана "Сквозь тусклое стекло", где вера показана сквозь призму безумия героини по имени Карин. Сначала Карин пребывает в светлой экзальтации, а затем видит "бога", явившегося ей в виде огромного паука. В фильме зафиксирован еще один опыт переживания Бога - Дэвид, отец героини, рассказывает о своем неудавшемся самоубийстве, и призывает сына жить с надеждой на Бога. Смысловыми рамками фильма служат реплики еще одного героя - Минуса. В начале картины он говорит: "Как бы я хотел поговорить с отцом! Он так замкнут в себе". В конце фильма он обращается к уходящему отцу: "Отец, поговори со мной!"
Последней картиной, на которую обратил внимание Константин Михайлович, стал фильм "Причастие". Его главный герой, лютеранский пастор, переживает кризис веры и, с точки зрения лектора, её, эту веру, в конце фильма обретает.
Завершилась встреча оживленной дискуссией - творчество Бергмана не оставило равнодушными многих прихожан. Звучали вопросы о личных религиозных убеждениях режиссёра, о его отношениях с отцом, о том, насколько полезно для православного христианина смотреть картины шведского киноклассика?
Подвел итог дискуссии настоятель, протоиерей Николай Балашов. Он, в частности, отметил, что Ингмар Бергман действительно был богоборцем. Но не в революционном, а скорее в библейском смысле. Бергман стал отчасти похож на Иова или ветхозаветного патриарха Иакова, имевших смелость дискутировать с Господом и даже оказывать Ему сопротивление с целью поиска истины бытия. Нашел ли эту истину сам Бергман - вопрос открытый. Но его творчество вполне может подтолкнуть к поискам правды Божией тех, чьё сердце не охвачено равнодушием.
_______
Фото: Николай Харламов