День памяти пророка Елисея

27 июня мы встречаем малый престольный праздник нашего храма – день памяти святого пророка Елисея, история которого описывается в ветхозаветной 4-й книге Царств. В день праздника были совершены две Божественные литургии. Во время ночной службы духовенству нашего храма сослужили гости: протоиерей Андрей Милкин, настоятель храма Святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, протоиерей Сергий Князев, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г.Москвы, иерей Константин Кабанов, клирик храма Архистратига Михаила при клиниках на Девичьем поле, диакон Владислав Соколов. Позднюю литургию отслужил протоиерей Андрей Ткачев с диакономи Димитрием Богутой и Александром Михайловым.

Пророк Елисей, бывший учеником пророка Илии и наследником его духовных дарований, нёс своё служение в эпоху разделённых Израильского и Иудейского царств. Среди чудес, совершённых им, были воскрешение сына женщины, жившей в Сонаме, исцеление сирийского полководца Неемана от проказы, чудесное умножение елея в доме бедной женщины, обременённой многочисленными долгами. С пророком Елисеем связано единственное в Ветхом Завете чудо, происшедшее от мощей – мертвец, брошенный в гробницу пророка, ожил от прикосновения к ним.

В своей проповеди настоятель нашего храма протоиерей Николай Балашов, обратил внимание на милосердие пророка Елисея, поднявшееся над взаимной неприязнью между народами Сирии и Израиля. 

Безусловно, Елисей был патриотом своего Отечества: получив от Бога дар узнавать о военных планах сирийцев, он передавал их израильскому царю. И всё же, когда Нееман, выдающийся полководец сирийского царя и грозный военный противник израильского народа, попросил пророка избавить его от мучившей его проказы, Елисей исцелил его. Исцеленный военачальник был так впечатлён могуществом Бога, Которому служил Елисей, что стал поклоняться Господу и приносить Ему жертвы.

Сейчас, когда Русская Церковь молится о скорейшем наступлении мира, история пророка Елисея учит нас милосердию, напоминая о необходимости видеть человека — творение Божие — даже в том, кто оказался по другую сторону фронта. Рассказ Библии об исцелении Неемана показывает нам, каков наш Бог и какими Он хочет видеть нас, потому что даже во времена всеобщего ослепления христиане должны оставаться носителями милости, любви и правды.

В своих чудесах пророк Елисей не использовал каких-то особенных предметов и тайных молитвословий. Он велел Нееману всего лишь омыться в Иордане, он сделал источник с испорченной водой пригодным для питья, бросив туда горсть соли, он поднял из реки утонувший топор, просто опустив в воду древко — он совершал простые действия с простыми вещами. И сейчас простые предметы нашего материального мира — хлеб и вино, — в Евхаристии таинственным образом претворяются в подлинные Тело и Кровь Христовы, дающие нам приобщение к вечной жизни уже сейчас, в этой жизни, временной и конечной. Бог не требует от нас того, чего у нас нет, и не требует сделать то, чего мы сделать не можем. Но пользуясь тем, что есть, делая то, что в нашей власти и в наших силах, мы можем принести другим людям много добра. И если мы добавим к нашим способностям любовь, милосердие, веру во всемогущего Бога и надежду на Его помощь, то наши труды не останутся бесплодными, и мы сможем пройти на этом добром пути и одно поприще, и два.

Фото: Наталья Пьетра