Пожертвование на ремонт храма





«Образ царской супруги»

В воскресенье 20 декабря 2015 года в нашем приходском доме состоялась лекция на тему: «Образ царской супруги». Лекцию провела Ольга Викторовна Штепа, кандидат культурологии, методист Музеев Московского Кремля и прихожанка нашего храма.

Казалось бы, в XVII веке не существовало того, что сегодня называют «жёлтой прессой», а также многочисленных ток-шоу и развитой пиар-индустрии и, тем не менее, вопросы выбора невесты лидера страны, её соответствия представлениям о идеальной семейной жизни, должном и не должном, — были принципиально важны. Ведь семья главы государства (и не важно как он называется: царь, император или президент) является образцом для подданных, миллионов семей граждан страны в любую эпоху. Сначала особенности «частной жизни» семьи руководителя начинают воспроизводить или копировать представители общественной верхушки, а затем и остальные жители. И если первая семья страны счастлива, счастливы и миллионы подданных. А неурядицы в семейной жизни правителя государства часто пагубным образом сказываются на жизни общества.

Чем в данном случае интересен XVII век? С одной стороны, мы видим старую «московскую Русь», её сугубое внимание к церковному благочестию, вопросам духовной жизни, общественный идеал служения Богу и ближнему, и, как следствие, заботу о делах милосердия, набожность, неспешный и размеренный быт.

С другой стороны, Россия после Смутного времени укрепляет связи с Западом. В Москву зачастили посланники крупнейших европейских держав. Расширяется взаимная торговля. Усиливается зарубежное религиозное и культурное влияние. Правящими верхами осознаётся необходимость модернизации. Как соответствовать требованиям времени? Революционными изменениями, невзирая на жертвы и последствия или осторожными и хорошо продуманными действиями, без слома традиционного жизненного уклада?

В XVII веке Россия вновь оказалась на перепутье. И основные требования, предъявлявшиеся к царским невестам, сами принципы отбора, образы как самих цариц, так и претенденток на руку и сердце государей, характеризуют общественные процессы той эпохи с неожиданной стороны.

Ольга Викторовна в своей лекции осветила процесс выбора царских невест и жизни жён государей династии Романовых от первого царя династии – Михаила Фёдоровича, до начального периода правления Петра I. Скурпулёзный, изобилующий интересными подробностями рассказ о происхождении и личных качествах царских невест, повествование о жизни «женской половины» царского дворца, рождение и воспитание наследников престола, всё более заметная роль супруги царя в жизни общества. Образ царицы как хранительницы домашнего очага, жены и матери потрясает своей рельефностью и цельностью. Участие в богослужениях, паломничества, непрестанная молитва, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы не некая формальность, а подлинное основание жизни, её стержень и сердцевина. Дополняют образ внешняя незаметность, отсутствие свойственного нашей эпохе стремления «произвести впечатление», «заявить о себе» и в тоже время некрикливое участие в жизни общества, милосердие, печалование о осуждённых и оказавшихся в опале, разрешение конфликтов, сглаживание «острых углов».

Однако, как и во все переломные времена, в восприятии той эпохи возникает некая двойственность. Эта неоднозначность заметна уже в подробностях жизни семьи царя Алексея Михайловича. Потрясавший зарубежных гостей (Павел Алеппский) аскетизм личной жизни первой супруги государя Марии Ильиничны Милославской и новшества времени второй супруги царя – Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери царя Петра) – организация дворцового театра, внимание к новинкам европейской моды (тогда из Польши).

Очевидный идеал общественного служения как долга перед Богом и народом, характерный для времени после Смуты, всё более уступает различным эгоистическим устремлениям, постепенно проявляется всё более заметный кризис самих фундаментальных основ семейной жизни к веку XVIII-му.

Тем не менее, всё познаётся в сравнении. И с точки зрения нашего исторического опыта та эпоха, по меньшей мере её первая половина, образ царицы – невесты, жены и матери – может по праву считаться воплощением идеала не только благочестивой супруги православного русского государя, но и вообще православной женщины.

У наших прихожан лекция вызвала большой интерес. Важность освещённой темы подвигла присутствовавших на долгое и заинтересованное обсуждение затронутых выступлением вопросов. Слушатели выразили Ольге Викторовне огромную благодарность за интересную и познавательную беседу.