Храм св. Антипы и Музей сословий России

В субботу 12 января состоялось первое паломническое путешествие нового формата: «Храм+музей». Группа наших прихожан посетила храм священномученика Антипы на Колымажном дворе и Музей сословий России при Галерее Ильи Глазунова.

В самом центре Москвы притаился храм священномученика Антипы. Местность, где построили церковь, в старой Москве называлось Чертолье или Черторье. Здесь располагался государев Конюшенный двор, позднее названный Колымажным, давший название переулку. Первое летописное упоминание о храме относится к 1530 году. Заказчиками строительства церкви, возможно, были Скуратовы, чья усадьба примыкала к храму с восточной стороны. В центральном Антипиевском алтаре есть маленький придел в честь преподобного Григория Декаполита, что даёт повод предположить, что либо сам Малюта (в крещении Григорий Плещеев-Бельский), либо кто-то из его ближайших родственников принимал участие в строительстве.

В XVIII веке к храму пристроили приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи, святителя Николая Мирликийского и, наконец, великомученицы Екатерины.

В разные эпохи прихожанами церкви были представители дворянских родов Лопухиных, Апраксиных и Оболенских. В начале ХХ века поблизости проживал знаменитый художник Валентин Серов.

В феврале 1922 года в храме мученика Антипы святой Патриарх Тихон рукоположил во диакона, а потом и священника Илию Громогласова, известного церковного историка и религиоведа, члена Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов на котором он был избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. Отец Илия прослужил на приходе лишь около месяца, до своего первого ареста. В дальнейшем возведённый в сан протоиерея отец Илия Громогласов, горячий сторонник святителя Тихона, служил ещё в нескольких московских храмах, постоянно подвергаясь арестам и ссылкам.  Вскоре священнику после очередного ареста запретили проживание в Москве, и он переехал в Тверь, став клириком Тверской епархии. В 1937 году протоирея Илию Громогласова арестовали по делу «контрреволюционной фашистско-монархической организации». Несмотря на пытки и издевательства отец Илия виновным себя не признал, все обвинения отверг, никаких имён «сообщников» не назвал. 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу, который состоялся через два дня. В 1999 году протоиерей Илия Громогласов был прославлен как местночтимый святой Тверской епархии, а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Безбожные власти закрыли храм священномученика Антипы в 1929 году. В части помещений располагались художественные мастерские, часть была разгорожена под квартиры. В 1950-е годы купол и глава Никольского придела были сломаны. Внутреннее убранство и фрески почти полностью утрачены.

В 1968 году помещения бывшей церкви передали Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина под устройство запасников и библиотеки. В 1980-е годы помещения храма перестроили для нужд музея, а внешний облик частично отреставрировали.

В 1991 году образовалась община храма, а в 1996 году настоятелем назначили протоиерея Владимира Волгина. 25 февраля 2005 года храм, наконец, передали Русской Православной Церкви в практически аварийном состоянии. Богослужения возобновились в апреле 2005 года. В 2005-2015 годах настоятелем храма был протоиерей Димитрий Рощин, который провёл масштабные восстановительные работы. Значительную помощь в восстановлении церкви священномученика Антипы тогда оказали: казначей храма, народная артистка России Екатерина Васильева, известный политический деятель Сергей Миронов, благотворитель Оганес Оганян.

С 2016 года исполняющим обязанности настоятеля храма является священник Андрей Щенников.

Часть наших прихожан пришла на богослужение, начавшееся в 9 часов утра, остальные подошли к началу экскурсии к 11. Экскурсию провёл клирик храма диакон Василий Орехов. После краткого чаепития в трапезной храма наши паломники отправились в располагающийся неподалёку Музей сословий России.

Илья Сергеевич Глазунов прославился не только как художник, но и как известнейший коллекционер-собиратель. Всю свою замечательную коллекцию Илья Сергеевич передал государству. Для собрания произведений искусства и предметов материальной культуры в комплексе зданий галереи было построено отдельное строение. Художник, получив некоторую поддержку со стороны городских властей, для устройства галереи сам искал спонсоров, а зачастую вносил и собственные средства. Илья Сергеевич свои коллекции разместил на трёх этажах отдельного корпуса, отдельной экспозицией «Музей сословий России» концептуально разделив её на три основных группы: дворянство, духовенство, крестьянство. На первом этаже «Дворянство» разместилось собрание картин, мебели, книг и различных предметов, связанных с дворянским бытом. Отдельного разговора заслуживают костюмы, впечатляющее собрание которых размещено не на стандартных манекенах, а на специальных фигурах, изготовленных из гипса с конкретных людей с элементами портретного сходства. На втором этаже в экспозиции «Духовенство» представлена коллекция икон XVI – начала ХХ века, некоторые из них Глазунов лично спас из разрушаемых безбожными правителями храмов и монастырей. Отдельно представлено собрание парадных портретов российских императоров, чудом сохранившихся в послереволюционной круговерти. На третьем этаже в разделе «Крестьянство» представлена модель внутреннего убранства деревенской избы с настоящей русской печкой и обитателями жилища, занятых своими повседневными делами. В прочих залах экспозиции разместились прялки, возки, санки, рушники, полотенца, целые окна с наличниками и оригинальными стёклами, ну и, конечно, женские крестьянские костюмы всех основных российских губерний.

Сергей Савкин