Прогулки по Москве: Храм Большого Вознесения

Погожим солнечным морозным днем, 15 декабря, состоялась очередная прогулка по Москве наших прихожан, которой предшествовала беседа с настоятелем храма протоиереем Николаем Балашовом и клириком храма иереем Павлом Каревым. Во время беседы за чаепитием обсуждались темы объединения русского народа, возрождения русской культуры и воспитания подрастающего поколения.

По окончании беседы мы отправились на экскурсию в храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, или, как его еще называют, храм «Большого Вознесения», расположенный на ул. Б. Никитская. В храме нас встретил протоиерей Владимир Диваков — настоятель храма, заведующий канцелярией Московской Епархии и благочинный церквей Центрального благочиния. Почти вся его жизнь посвящена служению Церкви. За свою 50-летнюю священническую деятельность отец Владимир был удостоен многими церковными и светскими наградами.

«Большое Вознесение» — это главный храм района. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в 1685-1689 годах он был заменен каменным. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был построен в 1798-1816 гг. В XIX-XX веках храм «Большое Вознесение», обладавший прекрасной акустикой, стал приходом московской интеллигенции. С ним связано много исторических событий. Здесь венчался А.С. Пушкин, отпевали М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. В этом храме Святейший Патриарх Тихон совершил свою последнюю службу. В 1931 году храм закрыли, колокольню разрушили, в помещении сначала размещались производственные мастерские, лаборатория энергетического института, неузнаваемо изменившая храм под свои нужды, и, наконец, концертный зал. Казалось, духовные нити, связывающие передовых и образованных людей того времени, прервались.

Но, когда 23 сентября 1990 года здесь возобновились богослужения, храм «Большое Вознесение» вновь стал средоточием духовной жизни. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со Святейшим Патриархом Алексием II.

Восстановление храма проходило не просто. Внешне он выглядел благоприятно, но внутри было страшное зрелище. Вместо полов зияли глубокие провалы, имелось множество ненужных пристроек, которые пришлось ломать. В музее Щусева сохранились некоторые фотографии внутреннего убранства храма. По ним он и восстанавливался. Провели очень сложные и дорогостоящие работы: резьба по дереву, золочение, написание икон, роспись сводов. Интересно, что при реставрации сводов под 8-10 слоями краски обнаружили остатки прежней росписи. Сейчас эта живопись открыта.

Завершил свой рассказ отец Владимир напутственными словами о том, что Церковь Христова часто была гонима и в будущем нападки и гонения на Церковь вполне возможны. Поэтому, мы должны ценить нынешнее счастливое время, ведь сейчас не 20-е, 30-е или советские годы богоборчества; нам необходимо закаляться и учиться стойкости, разумно использовать данное для передышки Господом время.