Пожертвование на ремонт храма





Дорогой дар и общее дело

Долгожданное событие принесения в наш храм части святых мощей благоверной княгини Анны Кашинской, которые теперь почивают в ее замечательной иконе, ранее пожертвованной храму как вклад за упокой души рабы Божией Анны, супруги нашего прихожанина, состоялось 8 мая.

Икона была написана в начале ХХ века. По мнению специалистов, написана она в старообрядческом стиле и, вероятно, наряду с еще несколькими похожими образами того же времени (один из них находится в московском Новоспасском монастыре), изготовлена православными старообрядцами-единоверцами, особенно почитающими святую Анну (ибо есть предание, что ее правая рука, как выяснилось при открытии святых мощей, была пред ее кончиною сложена для двуперстного крестного знамения) ко дню второго прославления подвижницы или вскоре после того.

К владыке Виктору, митрополиту Тверскому и Кашинскому, я обратился с соответствующим прошением в феврале, во дни Архиерейского Собора в Москве, когда мы встретились на соборном заседании в храме Христа Спасителя, и владыка сразу откликнулся на просьбу нашего прихода. Особенно после того, как увидал изготовленную для этого отцом Алексием Харламовым фотографию нашей храмовой иконы с уготованным на ней мощевиком, который не должен ведь навсегда оставаться пустым! Таким образом было исполнено решение, принятое на пастырском совещании клириков нашего храма еще в прошлом 2012 году.

Вскоре мне по благословению владыки позвонил секретарь Тверской епархии, сообщил, что частица святых мощей уже приготовлена, и спросил: когда привозить ее в Москву? Я ответил, что для нас было бы желательно почтить святую Анну приходским паломничеством к месту ее упокоения, доставить туда святую икону и там вложить святыню в уготованное для нее хранилище, а потом доставить ее домой, в наш приходской храм. Это решение тоже было принято после обсуждения с нашими священнослужителями. Лучшим временем для такого события было признано время Светлой пасхальной седмицы.
Владыка Виктор, узнав об этом желании, сообщил мне по телефону, что в таком случае он желал бы лично возглавить богослужение в Кашине в день нашего приезда, и назначил дату: 8 мая.

По нашей просьбе владыка перенес на полчаса позже время начала богослужения, чтобы автобус с гостями из Москвы мог приехать к началу литургии.

Трем священнослужителям пришлось отправиться в Кашин пораньше на машине помощника настоятеля по реставрационно-ремонтным работам Ильи Радько, чтобы успеть вовремя облачиться и приготовиться к встрече владыки митрополита в Кашинском соборе. Илья Самуилович руководил и изъятием образа из кивота, установкой его на время дороги в специально изготовленный деревянный футляр, чтобы не повредилась в пути ни сама икона, ни покрывающая ее замечательной работы серебряная басма.

Автобус нам по просьбе настоятеля любезно предоставил наместник Сретенского ставропигиального монастыря, секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон, которому мы за это особенно благодарны, как доброму другу и соседу нашего храма, особенно дорогого и для него — ведь это место, где начинались его церковные послушания.

Поскольку клирики не могли ехать в Кашин вместе с прихожанами, заботу о паломниках-мирянах поручили помощнику настоятеля по социальной работе Алексею Кузнецову, и он, по общему мнению, прекрасно справился с этой задачей, познакомив путешественников за время пути с житием святой Анны. Обратно уже возвращались все вместе, и это время было заполнено радостным общением и совместной молитвой: прочли акафист святой Анне, пропели пасхальные часы и другие пасхальные песнопения под руководством нашего протодиакона Николая Пянзина.

Общее руководство подготовкой к поездке взял на себя по поручению настоятеля священник Павел Карев, которому пришлось немало потрудиться: переговоры с Тверской епархией, со Сретенским монастырем, запись желающих совершить паломничество, обзвон паломников по телефону для того, чтобы в автобусе по возможности не оставалось свободных мест…
Мы были очень тепло и радушно приняты в Кашине митрополитом Виктором, настоятелем Вознесенского собора и благочинным Кашинского округа протоиерем Димитрием Кунченко, клириком Николаевского Клобукова монастыря протоиереем Виталием Казаченко, а потом и настоятельницей того же монастыря игуменией Варварой (Ивановой).

За Божественной литургией наши священники сослужили владыке, наш протодиакон отец Николай со свойственной ему выразительностью и молитвенностью читал Святое Евангелие и произносил ектении, отец Павел еще и исповедовал паломников, желающих причаститься святых Таин.

Кашинцы позаботились, как оказалось, и о том, чтобы накормить своих гостей, проявив евангельское страннолюбие.
После службы состоялось и еще одно трогательное событие: труженица нашего прихода З.М. Филиппова передала владыке Виктору икону Божией Матери начала ХХ века из Николаевского Кашинского монастыря, сохраненную после разорения обители почившим супругом Зои Михайловны протоиереем Александром. Образ был тут же передан присутствовавшей игумении Варваре, которая тут же пригласила всех нас посетить ее обитель. Еще одна икона будет передана владыкой на ее исконное место в монастырь Бежецкой епархии. Честь и слава отцу Александру за сбережение этих святынь и матушке Зое за их возвращение! Монахини Клобукова монастыря будут молиться за них.

По нашем возвращении в Москву я попросил паломников поделиться своими впечатлениями, написав что-нибудь для нашего приходского сайта.

Какова же была моя радость, когда во время путешествия со Святейшим Патриархом в Китай, после литургии в Покровском соборе в Харбине я получил от отца Павла сообщение о том, что получен не один, а три рассказа о паломничестве, да еще и стихотворение, посвященное святой Анне!

Церковная община, а именно таковой призван быть каждый приход, украшается добродетелями и дарованиями всех ее членов. Чтение паломнических записок наших прихожан убеждает, что восприятие церковной жизни как общего дела, в котором таланты каждого востребованы, совсем не чуждо нашим дорогим мирянам.

Надеюсь, что наш приход сможет еще не раз явить себя как место, где люди вместе служат своему Господу, принося к алтарю Божию все те дарования, которыми Творец их наделил.

Сердечная благодарность всем, кто принял участие в подготовке паломничества и его проведении, кто сумел и нашел время живо и ярко рассказать о нём.

Настоятель
протоиерей Николай Балашов

 

Кашин

 

Какое дивное творенье

Давно исчезнувших веков!

С каким восторгом умиленья

Я видел, Кашин, твой Покров –

 

Покров Владычицы Небесной

В оплоте Сердца и Креста!

Как плоть Невесты Неневестной,

О град, душа твоя чиста.

 

Когда – то рушились твердыни

И, чёрным пламенем горя,

Пылали древние святыни

За стенами монастыря,

 

Где в бедной келлии княгиня

Блюла монашеский обет…

И над приволжскою пустыней,

В лесах, зажёгся Горний Свет!

 

И огласились долы, горы

Распевом множества церквей.

Ликуют вольные просторы

И паперти монастырей!

 

И небо блещет осиянно

Отчизны веси осеня…

Молись о нас, святая Анна,

Молитвой света и огня!

Дмитрий Ёлшин

 

8 мая в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке состоялось светлое и радостное событие – принесение частицы мощей святой благоверной великой княгини Анны Кашинской.

 

Частица мощей теперь находится в мощевике иконы, которую несколько лет назад передал в храм один из прихожан в память своей скончавшейся супруги, которую звали Анной.

Вскоре после своего появления в храме икона была помещена в серебряный оклад с мощевиком, вначале остававшимся пустым. Она стала одной из святынь, особо почитаемых прихожанами, которые просят ее заступничества перед Господом, чтобы дал им пережить все ниспосланные испытания не озлобившись, сохранив душевную чистоту и доброту, как сохранила их преподобная Анна.

Многоскорбная княгиня многоскорбного народа

На долю святой благоверной княгини Анны Кашинской (в миру — супруги великого князя Михаила Ярославича Тверского) выпало много страданий: мученическая смерть мужа, двух сыновей и внука, разорение дома, унижение и боль. Она разделила судьбу всех женщин, которые жили в то страшное время, когда Русь находилась под игом монголо-татар и терпела раздоры князей. Однако переносила все невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась.

Невзирая на собственные горести, преподобная Анна всегда была утешительницей народа, беды которого вызывали в ней глубокое сострадание. Давала пищу голодающим, заботилась о вдовах и сиротах, ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. Среди постоянных усобиц, жестокости и насилия ее образ сиял как солнце, смягчая самые грубые и жестокие сердца.

Преподобная Анна Кашинская скончалась 2 (15) октября 1368 года в Кашине, в построенном для нее единственным оставшимся в живых сыном, кашинским князем Василием, Успенском монастыре, приняв схиму с именем Анна.

В 1611 году, после того как Анна в схимническом облачении явилась тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму и поведала, что молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от осадивших его поляков и литовцев, Герасим был исцелен, а город спасен от разорения. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны.

Известия о них дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском Соборе в 1649 году преподобная Анна Кашинская была причислена к лику святых. Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 года, на торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович с семейством.

Однако через 27 лет в Житии святой были обнаружены неточности, у патриарха Иоакима и духовных властей возникли сомнения в святости преподобной Анны. В 1677 году патриарх Иоаким утвердил указ о запрещении почитания святой. Тем не менее кашинцы в течение нескольких веков чтили память своей покровительницы, которая оберегала город от напастей, отзывалась на молитвы о помощи, об исцелении и утешении всех приходивших к ней.

При Воскресенском соборе города Кашина велась запись чудесных исцелений от мощей преподобной Анны. Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII веке, а в 1831 и 1844 годах – от холеры. В 1812 году Кашин по молитвам преподобной Анны был избавлен от разорения французами.

Семь раз в течение XIX века кашинцы направляли ходатайства о восстановлении почитания преподобной Анны. В них были описаны более 40 чудес, совершенных у гробницы. Препятствия к канонизации были устранены после утверждения закона о старообрядцах (17 апреля 1905 года), давшего им вероисповедную свободу и гражданские права.

В мае 1908 года в Кашине указом Тверского архиерея был создан комитет, который начал готовить все имеющиеся сведения о святой Анне. Кашинцы направили в Петербург депутацию с прошением на имя Государя о восстановлении почитания преподобной Анны.

Осенью депутация кашинцев была принята Государем в Царском Селе, и на следующий день, после доклада архиепископа Тверского и Кашинского Алексия, Синод вынес определение: почитание благоверной княгини Анны восстановить, испросивши согласия Государя.

Позже Синод обнародовал официальное «Послание к чадам Православной Русской Церкви о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны» и назначил день празднования – 12 (25) июня.

Это единственный случай двойной канонизации в истории Русской Православной Церкви.

В июне 1909 года в Кашине состоялись торжества по случаю канонизации преподобной Анны. Около 100 тысяч богомольцев прибыло в город, население которого в то время составляло восемь тысяч человек.

В качестве официального представителя царской фамилии приехала великая княгиня Елизавета Феодоровна, впоследствии причисленная к лику святых. Уже тогда своим обликом она напоминала древнерусскую благоверную княгиню. Образ преподобной Анны Кашинской был подарен ей на бракосочетание, и под ним покоились останки ее супруга, великого князя Сергея Николаевича, после покушения.

Ночью, по окончании торжественного всенародного бдения в Воскресенском соборе и на площади по случаю повторной канонизации преподобной Анны, великая княгиня Елизавета Феодоровна, переодевшись в простое платье, пришла со своей горничной в Воскресенский собор из Сретенского монастыря и долго молилась у гробницы, а затем беседовала с богомольцами.

После октябрьского переворота 1917 года церкви Кашина закрывались одна за другой, и мощи преподобной Анны переносились из храма в храм. Наступило время, когда в городе оставался единственный действующий храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В нем и пребывали мощи святой Анны с 1962 по 1987 год. По ее молитвам верующие не оставались без действующего храма, а святые мощи их покровительницы не были поруганы даже во время всеобщего осквернения и изъятия мощей. Ныне они покоятся в Вознесенском соборе города Кашина.

 

Поездка в Кашин.

Увидев, как прихожане почитают икону преподобной Анны, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке митрофорный протоиерей Николай Балашов обратился к высокопреосвященнейшему Виктору, митрополиту Тверскому и Кашинскому. Рассказав о замечательной иконе, не так давно появившейся в храме, он испросил частицу мощей святой благоверной княгини. Отец Николай напомнил владыке митрополиту Виктору, что его духовный отец и предшественник на тверской архиерейской кафедре — покойный митрополит Алексий – некогда служил священником в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке, и сердце владыки расположилось дать просимое.

Ранним утром 8 мая отец Николай и клирики храма, сопровождаемые группой прихожан, привезли икону в город Кашин, в Вознесенский собор, к мощам благоверной княгини Анны. Сам владыка митрополит Виктор совершил богослужение, многие прихожане исповедались и причастились святых тайн.

Затем на раке святых мощей благоверной княгини Анны Кашинской владыка митрополит Виктор положил в мощевик иконы частицу мощей и запечатал его.

После этого все, кто был в храме, во главе с владыкой митрополитом Виктором, обошли крестным ходом вокруг Вознесенского собора, высоко неся икону святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Отец Николай поблагодарил владыку митрополита Виктора за оказанную храму Воскресения Словущего честь и преподнес ему в дар образ святого Спиридона Тримифунтского, икона которого со святыми мощами является одной из наиболее почитаемых святынь храма.

Затем все присутствовавшие на богослужении приложились к иконе и к мощам преподобной Анны, рака с которыми была открыта по случаю этого знаменательного события.

 

В Николаевском женском монастыре.

На обратном пути участники поездки посетили Николаевский Клобуков женский монастырь, который также находится в городе Кашине.

По преданию, монастырь расположен в том месте, где был найден монашеский клобук, упавший с головы святого Иоанна Новгородского, когда он летел на бесе в Иерусалим в XI веке. Этот монастырь, основанный в XIV веке, изначально был мужским. Он всегда отличался благоустройством и подвигами иноков. В 1420 году в монастырь пришел и принял постриг преподобный Макарий Калязинский, впоследствии основатель Троицкого (Макарьевского) монастыря на берегу Волги. В настоящее время в обители находится ковчег с частицей мощей преподобного Макария Калязинского.

Тяжелые испытания выпали на долю обители после октябрьского переворота 1917 года. Монастырь закрыли, старинные книги из его библиотеки сожгли, монахов отправили в ссылку, в обители расположилась скотобойня с колбасным цехом.

Монастырь был вновь открыт в 1994 году, в 1995 году начались восстановительные работы. В 2001 году он был преобразован из мужского в женский.

Отец Николай, клирики и прихожане храма Воскресения Словущего были приняты настоятельницей монастыря матушкой Варварой и священником, служащим в монастыре, о. Виталием, который рассказал им о почитаемых святынях обители, где находятся три храма – Троицкий собор, Алексеевский храм и Покровская надвратная церковь. Подворьем монастыря является церковь святых апостолов Петра и Павла.

Веками как святыня хранилась в монастыре келья преподобного Макария, которую он срубил около 1425 года. В 1903 году над ней в качестве футляра была построена из красного кирпича Макарьевская часовня. В настоящее время келья воссоздана.

Одна из древнейших святынь монастыря – уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия», которая находится сейчас в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве.

Почитаемой святыней монастыря является рака, в которой до второй канонизации в 1909 году и в советское время находились мощи святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. На этой раке в первозданном виде сохранился покров, изготовленный в 1909 году. Накрыта она иконой преподобной Анны, написанной после ее кончины, с частицей ее мощей.

В Николаевском женском монастыре есть частицы мощей более 100 святых, в том числе Иоанна Предтечи, его родителей пророка Захарии и праведной Елисаветы, святого Николая, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученицы Наталии, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобного Серафима Саровского, святого Игнатия Брянчанинова.

 

Молебен в храме Воскресения Словущего

Прихожане имели возможность приложиться к этим мощам, а затем отправились в Москву, в храм Воскресения Словущего, где отец Николай отслужил молебен перед иконой святой благоверной княгини Анны Кашинской и произнес проповедь, призвав прихожан молиться перед образом святой за упокой души Анны (супруг, которой пожертвовал икону храму) и о здравии владыки митрополита Виктора, который оказал храму такое большое благодеяние.

Теперь икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей её святых мощей станет одной из главных святынь Храма Воскресения Словущего в Успенском Вражке.

 

***

После молебна одна из участниц поездки поделилась своими впечатлениями:

«Увидев в конце апреля на двери храма объявление о том, что 8 мая прихожане могут сопровождать икону святой Анны в Кашин, участвовать в богослужении в Вознесенском соборе и присутствовать при помещении в мощевик частицы мощей, я сразу же решила, что обязательно поеду.

Вначале меня удивило, что для участия в таком важном и редком событии надо просто вовремя увидеть объявление, записаться в поездку и в назначенное время прийти к храму.

Но потом я поняла, что за этой внешней простотой стоит очень многое: вера человека, передавшего храму икону святой Анны, и всех тех, кто обращается к ней за исцелением и помощью; забота отца Николая о храме и прихожанах; расположение владыки митрополита Тверского и Кашинского Виктора, оказавшего храму благодеяние; забота самой Анны Кашинской о людях, нуждающихся в ее покровительстве; а над всем этим – Божья воля, начертавшая путь, по которому пришла в храм новая святыня.

Во время всего путешествия, которое пришлось на первый в этом году по-настоящему весенний, теплый и солнечный день, меня – и, полагаю, всех, кто сопровождал икону в Кашин, а затем обратно в Москву, — не покидали чувство душевной легкости и радостное волнение, вызванное причастностью к такому важному событию.

А пребывание в Вознесенском соборе и Николаевском женском монастыре, который еще недавно был совершенно разорен, заставило нас всех задуматься о том, каким чудесным образом в последние годы повсюду в нашей стране восстанавливаются монастыри и храмы. В течение долгих лет почти не оставалось надежды на то, что это произойдет.

И вот по воле Божьей теперь совершается это чудо – возрождается к новой жизни даже то, что казалось безвозвратно утраченным. А вместе с этим возвращается надежда на духовное возрождение многострадального русского народа».

 

Мария Вениаминовна Петелина

 

Поездка в Кашин.

Свой рассказ я хочу начать с краткой предыстории.

С 2004 года наша семья (супруг, я и дочь-студентка) являемся прихожанами храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 2009 году дочь Анна уехала продолжать обучение в Азию. Я скучала, беспокоилась, как она там, вдали от дома и православной жизни. В прошлом году по благословению я стала еженедельно читать акафист святой благоверной великой княгине Анне Кашинской, усердно молясь, чтобы святая не оставила своим заступничеством мою дочь на чужбине. И как-то само собой возникло большое желание поехать в Кашин поклониться святым мощам преподобной Анны. Но несмотря на неоднократные попытки, в последний момент все срывалось (паломнические службы отменяли плановые экскурсии из-за некомплектации групп, договоренности изменялись ввиду различных обстоятельств и др.).

Поэтому, когда после одной из воскресных служб Великого поста настоятель нашего храма о. Николай объявил о планируемой поездке в Кашин в Светлую Седмицу 8 мая, удивлению и радости моей не было предела. Тем более, что моя дочь Анна сейчас в Москве и 9 мая у нее день рождения, и мы, конечно, с нетерпением ждали дня поездки.

Ранним утром 8 мая около храма все желающие разместились в большом комфортабельном автобусе. На переднем сиденье установили ростовую икону благоверной княгини Анны Кашинской из Никольского предела храма. По договоренности о. Николая с Высокопреосвещеннейшим митрополитом Тверским и Кашинским Виктором нашему храму было обещано принести в дар частицу мощей преподобной Анны. Цель нашего путешествия — привезти икону уже с мощами в предусмотренном мощевике. И мы тронулись в путь.

Все организационные вопросы в дороге взял на себя Алексей — социальный работник нашего храма. Путешествие началось с молитвы святой Анне, и Алексей ознакомил нас с ее житием, датированным XIII веком.

В миру княгиня Анна была супругой великого князя Михаила Тверского. Благоверная Анна испила до дна выпавшую на ее долю чашу: смерть близких, разорение дома, унижение и боль. Она стала многоскорбной княгиней многоскорбного народа.

В XVII веке во время осады Кашина поляками преподобная Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму и повелела возвестить священнику, чтобы гроб ее почитали, ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов. После этого видения Герасим был исцелен, а город спасен от разорения. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны. В 1649 году преподобная Анна Кашинская была причислена к лику святых. Когда открыли гроб Преподобной, увидели, что правая рука ее сложена на груди в благословляющем жесте.

Но через 27 лет в Житии святой были обнаружены неточности, что послужило поводом для приостановления ее почитания. В течение нескольких веков кашинцы чтили память своей покровительницы, которая отзывалась на молитвы о помощи, об исцелении и утешении всех приходивших к ней. Трижды граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города, но получали отказ. И только в 1909 году в царствование Николая II благоверная княгиня Анна была вновь канонизирована. Это единственный случай двойной канонизации в истории Русской Церкви.

Ежегодно в дни памяти святой княгини Анны Кашинской, 25 июня и 15 октября, в Кашин стекается огромное количество паломников со всей России.

И вот спустя чуть более 3-х часов мы въезжаем в Кашин – старинный, тихий, спокойный городок — и едва успеваем на архиерейскую Божественную литургию в Вознесенский кафедральный собор, которую возглавляет митрополит Виктор. Священнослужители нашего храма протоиерей Николай, иерей Павел и протодиакон Николай принимают участие в богослужении. Мы стоим у раки с мощами княгини Анны, трепетное волнение перемешивается с необычайной радостью.

Служба проходит на одном дыхании, многие из наших прихожан причащаются Святых Даров. И потом мы все становимся свидетелями священнодейства: наша икона располагается на раке с мощами и митрополит Виктор помещает в мощевик приготовленную частицу мощей Анны Кашинской. Торжественно идем крестным ходом вокруг храма с пасхальными песнопениями, впереди возвышаются хоругви и икона святой Анны.

В своей проповеди по окончании службы митрополит Виктор говорит о единении во Христе, о необходимости беречь душу, и мы, внимая, чувствуем себя причастными к чему-то важному и знаменательному. Сердце переполняет любовь. В ответном слове о. Николай благодарит Высокопреосвященннейшего митрополита Виктора за оказанную милость и приносит в дар икону преподобного Спиридона Тримифунтского и пышный букет белых роз.

После службы автобус везет всех нас в кафе «Старый Кашин» с тёплой атмосферой, где нас радушно встречают и угощают очень вкусным, сытным, домашним обедом.

Едем снова в Вознесенский храм, чтобы забрать икону Анны Кашинской, прикладываемся на прощание к мощам великой княгини и продолжаем свой путь в Храм святых апостолов Петра и Павла — подворье Николаевского Клобукова монастыря, где знакомимся с батюшкой о. Виталием, который рассказывает удивительную историю города Кашина. В далекие времена город был центром политической борьбы между Москвой и Тверью. Он располагался на семи холмах, огибающая его река Кашинка, впадающая в Волгу, связывала его с другими русскими землями и Литвой. Процветало купечество, здесь чеканили свою монету — «кашинский пул», было развито местное летописание.

В XVI-XVII веках при населении Кашина в 3,5 тысячи человек количество церквей достигало 70-ти. Тридцать три церкви располагались в виде креста (на продольной оси стояло 17 храмов, на поперечной — 16), символизируя возраст Христа, принявшего Крестную смерть. В XVI столетии в Кашине существовало 13 монастырей.

С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле — св. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной.

По приглашению матушки игуменьи Варвары заезжаем в один из самых древних на Тверской земле Николаевский Клобуков женский монастырь, который изначально был мужским и всегда отличался благоустройством и подвигами иноков. После революции монастырь был закрыт и переоборудован в скотобойню с колбасным цехом.

Вновь монастырь был открыт в 1994 году, а в 2001 году преобразован из мужского в женский. В настоящее время в монастыре идет интенсивная реставрация и восстановительные работы.

Несмотря на трудности и тяжелый быт монахинь, обитель очень благоустроена; такое количество святынь и мощей редко встретишь в столичных храмах.

В монастыре веками как святыня хранилась келья прп. Макария Калязинского, которую он сам срубил около 1425 г. В настоящее время келья воссоздана, и мы могли зайти внутрь и увидеть — прочувствовать аскетичность жития преподобного.

В монастыре хранится рака, в которой до второй канонизации в 1909 году и в советское время находились мощи святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. Не берусь перечислить всех святых, частицы мощей которых имеются в обители: св. Ионна Предтечи и его родителей прор. Захарии и прав. Елисаветы, свт. Николая, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, мц. Наталии, мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мц. Дарии, прп. Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова.

Все прикладываемся к иконам и ларцам с мощами, на выходе из храма монахини раздают приготовленные для нас подарки (книгу о Кашине, иконы св. Анны Кашинской и прп. Макария Калязинского).

На прощание нас благословляют подняться на колокольню и самим позвонить в колокола, что традиционно возможно в дни Светлой Седмицы. И каждый, конечно, воспользовался случаем побыть звонарем.

Солнце пригревает почти по-летнему. Время близится к 16 часам. Пора возвращаться в Москву. Немного уставшие, но воодушевленные и очень радостные рассаживаемся в автобусе. На выезде из города останавливаемся у магазина, чтобы купить знаменитой кашинской воды. Со словами «Все включено» Алексей раздает бутылочки газированной/негазированной воды, все пьют. Жарко!

О. Николай начинает читать акафист святой благоверной великой княгине Анне Кашинской, и мы все радостно подхватываем. Всю дорогу поем пасхальные часы и молитвы и не замечаем, как въезжаем в Москву.

В нашем храме подходит к концу вечерняя служба. Торжественно вносят икону святой Анны, перед которой батюшки тут же служат молебен. Прихожане выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе и на помазание святым елеем.

Мы выходим из храма, полные благодати. Еще нужно время, чтобы осознать все события этого дня. Мы знаем, что мы его никогда не забудем.

Преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

Дивен Бог во святых своих!

Христос Воскресе!

 

P.S. Огромное спасибо и низкий поклон настоятелю протоиерею Николаю, иерею Павлу, протодиакону Николаю за радость молитвенного общения и замечательную организацию этой поездки.

 

р. Б. Сергий

Надежда

Анна

Анастасия Кортошкины

 

 

Впечатления от паломничества в Кашин.

В жизни каждого прихода бывают особые дни, когда происходит что-то новое, волнительное, важное… Одним из таких дней для нашего прихода стала среда Светлой седмицы.

Несколько лет назад в наш храм была пожертвована ростовая икона св. блгв. княгини Анны Кашинской с заготовленным в ней мощевиком, который долгое время оставался пуст. По инициативе настоятеля протоиерея Николая был поднят вопрос о возможности передачи частицы мощей из Кашина в наш храм. Митрополит Тверской и Кашинский владыка Виктор любезно откликнулся на просьбу настоятеля. Оказалось, что предшественник владыки на кафедре, митрополит Алексий, нес в нашем храме службу священником, а сам владыка Виктор находился в дружеских отношениях с митрополитом Питиримом.

Было принято решение отправиться за святыней «всем приходом». Рано утром желающие принять участие собрались у храма и в большом комфортабельном автобусе отправились в путь вместе с иконой. По дороге в Кашин, помощник настоятеля по социальной работе Алексей прочитал краткое житие святой подвижницы. Доехали быстро и успели на литургию, на которой вместе с владыкой сослужили наши батюшки. Все отметили, что многие возгласы владыка произносил на греческом языке. Икону святой Анны поставили у раки с мощами, на которой по окончании праздничной службы произошло вложение частицы мощей. После этого наша икона участвовала в пасхальном крестном ходе вокруг храма. В завершение владыка произнес теплую проповедь, а отец Николай от лица нашего прихода подарил ему икону Святителя Спиридона (одного из покровителей нашего храма), отметив особую привязанность владыки к греческой культуре.

Для поддержания физических сил вся наша паломническая группа отправилась на общую трапезу в кафе «Старый Кашин», после чего к нашему удивлению, программа была продолжена. Оказалось, что в этот день владыка Виктор совершал освящение креста в храме свв. апп. Петра и Павла – подворье Николаевского Клобукова монастыря. Нам удалось приложиться к кресту, который ещё не успели водрузить на купол храма. С подворья мы отправились в сам монастырь. В храме свт. Митрополита Алексия отец Виталий, служащий в монастыре, с любовью рассказал нам о родном городе. Батюшка запомнился нам мудрым, строгим к себе и очень гостеприимным. Его рассказ вызвал в нас восторг и изумление. Оказалось, что Кашин – уникальный город построенный по подобию Небесного Иерусалима. В основании градостроительного плана древние зодчие заложили крест, образованный 33 церквями (по годам жизни Спасителя). А в целом в XVII веке при населении Кашина в 3,5 тысячи жителей количество церквей в городе достигало 70.

Сегодня Никольский монастырь женский с небольшим числом насельниц. Под чутким руководством игуменьи — матушки Варвары обитель постепенно возрождается к жизни. В честь Светлой седмицы нас пригласили на колокольню позвонить в колокола. Уезжали мы, получив личное благословение игуменьи и пасхальные подарки. Многие отметили, что хотели бы вернуться сюда ещё.

На обратном пути настоятель нашего храма с братией прочли акафист блгв. княгине Анне Кашинской. Вернулись в свой храм к окончанию вечерней службы, после которой всех молящихся пригласили торжественно встретить икону и отслужить молебен. Икону поставили в центре храма для поклонения верующим. Настоятель помазал каждого святым елеем. Домой возвращались уже к вечеру с осознанием того, что этот день навсегда останется в наших сердцах праздничным светом.

Владимир и Ольга Штепа.