Антипасха

Первое воскресенье после Пасхи, которое в церковном уставе называется по-гречески Антипасхой.

Предлог «анти-» в данном случае обозначает не противопоставление, а последующее событие: Антипасха — воскресенье после Пасхи, когда мы вспоминаем явление Господа и Спасителя ученикам и Его встречу с апостолом Фомой.

Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме коснуться Его рук и ног, осязать Его язвы, вложить ладонь в Его пронзенные копьем ребра (Ин. 20:19-31).

Это Евангельское повествование об очень многом нам свидетельствует. Прежде всего о том, что Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий, которое обладало некой исторической памятью. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда.

Образ Воскресшего Спасителя с телом, пронзенным копьем, с руками и ногами, пробитыми гвоздями, есть свидетельство о драгоценности Божественного творения и нашего человеческого тела. Несмотря на то, что оно разрушается после смерти, силой благодати Божией оно будет восстановлено, хотя и будет отличаться от того тела, в котором мы сейчас с вами пребываем, как отличался и Спаситель после Своего Воскресения от Того, Каким Он был до восстания из мертвых.

Мы знаем, что Господь проходил через стены. Мы знаем, что Он пребывал где-то помимо того места, где Он общался со Своими апостолами. Все это является до поры до времени тайной, хотя многих из нас от этой тайны отделяют лишь годы — даже не десятилетия. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера — тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.

И вот сегодняшнее воскресное чтение обращает нас к еще одной очень важной теме — к теме веры. «Блаженны не видевшие, но уверовавшие», — сказал Господь, явившись Фоме. Это означает, что вера создает убеждение в существовании мира, который лежит вне возможности познания нашими органами чувств. Этот мир не может быть познан зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Ведь все, что мы познаем, входит в конце концов в наш мозг, в наше сознание через эти органы чувств; и даже если мир познается абстрактным мышлением, то, в конце концов, результаты этого познания так или иначе связаны с нашим телом, с нашими органами чувств. А вот вера познает мир независимо от органов чувств.

В Фомину неделю, 5 мая, в нашем храме состоялось две литургии. Позднюю возглавил настоятель нашего святого храма — протоиерей Николай Балашов. После литургии состоялся крестный ход в котором приняли участие воспитанники воскресной школы нашего храма.

_
По материалам http://www.patriarchia.ru/db/text/4048852.html
#vslov

Фото: Наталья Пьетра