Софрино и Николо-Сольбинский монастырь

Осенняя погода отчасти скомпенсировала холода начала лета. Уже конец сентября, а деревья ещё только примеряют наряды из золотой парчи. В солнечную субботу 23 сентября большая группа прихожан нашего храма во главе с отцом Павлом Каревым посетила храм Смоленской иконы Божией Матери в Софрино и Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославской области.

Подмосковное село Софрино, расположенное при дороге в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, за свою долгую историю неоднократно меняло название. Изначально оно известно как Супонево. Но после приобретения его на рубеже XV-XVI веков богатым купцом Иваном Сафариным стало называться Сафариным по фамилии владельца. В селе была деревянная Успенская церковь, сгоревшая в лихолетье Смутного времени. К 1680 году деревянный храм восстановили, но назвали уже в честь «Пречистыя Богородицы Одигитрии» (Смоленской иконы Богородицы). Само село, после первого владельца перешедшее в казённый Патриарший приказ (министерство), было впоследствии царём пожаловано ближнему (придворному) боярину Фёдору Петровичу Салтыкову, дочь которого – Прасковья – вышла замуж за старшего брата Петра Первого – Иоанна Алексеевича. Новый владелец строит в селе каменные палаты и смежную с ними каменную церковь на новом месте. Старую деревянную церковь из-за ветхости разобрали. Новый храм представляет собой редкий памятник «нарышкинского барокко» — архитектурного стиля, названного так в честь родственников Петра Первого по линии его матери – Натальи Кирилловны Нарышкиной. Для «нарышкинских» храмов характерно наличие восьмигранных оконных проёмов и богатое внутреннее и внешнее убранство.

В 1808 году храм становится обычным приходским. В начале XIX века окружавшая церковь галерея была разобрана, а в середине века окончательно разобрали палаты. В начале ХХ века настоятелем Смоленского храма назначили священника Аркадия Пономарёва. Впоследствии он служил в московских храмах и с 1935 по 1948 год был настоятелем в церкви Петра и Павла у Яузских ворот. Об отце Аркадии тепло отзывался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим в «Руси уходящей».

После революции в 1922 году в храме было произведено изъятие ценностей, часть которых впоследствии была верующими выкуплена. Прискорбным событием стало то, что под давлением ГПУ-НКВД тогдашний настоятель храма – отец Александр Казанский – отрёкся от сана и устроился рабочим на кирпичный завод. С 1930 года настоятелем Смоленской церкви стал постриженник Зосимовой пустыни иеромонах Платон (Климов). В 1935 году отца Платона арестовали. После отбытия заключения он впоследствии был назначен настоятелем в Успенский храм посёлка Петушки и у него исповедовался живший там священноисповедник владыка Афанасий (Сахаров).

В 1938 году со стандартной формулировкой «по ходатайству рабочих и колхозников» храм Смоленской иконы закрыли. Действительным инициатором закрытия церкви была местная учительница. В здании церковно-приходской школы в 20-е годы разместили школу общеобразовательную и учительница считала, что колокольный звон и крестные ходы мешают учебному процессу. После закрытия в храме располагался зерновой склад, потом общежитие приезжавших на сельхозработы студентов, пионерлагерь. К середине ХХ века здание церкви пришло в аварийное состояние. От полного разрушения храм спасла реставрация, предпринятая в 70-е годы накануне Московской олимпиады. Церковь видна с шоссе и для иностранцев хотели сделать хорошую картинку. В отремонтированном здании размещалось фондохранилище музея-усадьбы «Мураново».

В 1994 была зарегистрирована община Смоленского храма, а в 1996 году храм передали общине. Настоятелем храма стал священник, ныне протоиерей, Владимир Гончаров. Отец Владимир сам провёл для наших паломников экскурсию по храму. Рассказал о его истории и святынях. В храме находится мощевик с частицами мощей многих угодников Божиих (преп. Петра и Февронии Муромских, преп. Иосифа Волоцкого, свт. Филарета Московского и многих других), храмовый Смоленский образ Богородицы, небольшая Смоленская икона, прославившаяся мироточением, иконы и кресты с частицами мощей святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других.

После напоенного яблочными ароматами Софрина автобус с паломниками отправился в Сольбу, названное так по имени протекающей здесь речки. В глубокой древности эти земли населяли финно-угорские племена. Первоначальное название речки – Солба в переводе с языка этих племён означает «живая вода».

Дата основания Николо-Сольбинского монастыря точно не известна. Судя по всему, основан монастырь учениками преподобного Сергия Радонежского. Монахов привлекла отдалённость местности, где верстах в двадцати от нынешнего села Нагорье, вдали от посторонних глаз в лесной глуши можно невозбранно творить сугубую молитву. Конкретное место указало чудесное обретение образа святителя Николая Мирликийского, в честь которого монастырь и назвали. Сейчас обитель находится примерно в трёх километрах от места своего первоначального пребывания из-за того, что в Смутное время поляки монастырь разорили и сожгли. Тем не менее, икона святителя Николая милостью Божией не пострадала и была также перенесена на новое место. В XVIII веке здесь построили первый каменный храм Успения Богородицы, а в XIX веке другие постройки обители, каменную стену с башнями.

В 1903 году указом Святейшего Синода монастырь преобразовали в женский. К 1913 году здесь было уже 115 сестёр во главе с настоятельницей – игуменией Макарией.
Дальнейшая судьба матушки неизвестна. Все документы впоследствии были уничтожены. В декабре 1918 года новые власти закрыли монастырь за сутки, одним из первых в стране. Тогда же на месте бывшей обители большевики организовали коммуну «Новая жизнь». Перевоспитывали детей коммунаров, ставили спектакли на антирелигиозную тему. Через пару лет прежние запасы монастыря благополучно проели и коммуна прекратила своё существование. Впоследствии здесь организовали детский дом и, наконец, психиатрическую лечебницу для тяжёлых больных. Из-за отдалённости места, со всех сторон окружённого лесами, больные бродили в окрестностях практически без присмотра, и за бывшей обителью в округе закрепилась дурная слава.

В 1994 году местные власти приняли решение о ликвидации больницы. Передача обители Церкви затянулась. В бывшем административном корпусе обосновались бомжи. В 1999 году сюда наконец прибыли первые насельницы во главе с монахиней Еротиидой, и сегодня являющейся игуменией монастыря. Пришлось начинать всё с нуля. Зимний холод с плёнкой вместо окон, соседство с бомжами. Выяснилось, что местный водопровод полностью сгнил, и вода в речке оказалась чище, чем в местных колодцах. Постепенно деятельной настоятельнице удалось расчистить место под новое строительство. Сохранившиеся постройки отреставрированы, построены новые. Отреставрирован старейший храм Успения Богородицы. В бывшем административном здании психиатрической больницы убраны уродливые пристройки и надстроен новый этаж с храмом святой Ксении Петербургской. Чуть поодаль от Успенского храма построен скромный деревянный храм преп. Сергия Радонежского. Под храмом преподобного Сергия в фундаменте располагается храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Из-под этого храма течёт источник, который выведен с внешней стены монастыря на берегу реки. Там же построена купальня и совершаются крещения взрослых. Стены монастыря сегодня одновременно являются и жилыми корпусами. Число насельниц обители сегодня около пятидесяти человек.

При обители с 2007 года действует приют для девочек. В 2013 году школа при приюте прошла лицензирование и аккредитацию и сегодня может выдавать аттестаты государственного образца. Называется она: «Добрая школа на Сольбе». Уровень обучения столь высок, что в Сольбе учатся не только воспитанницы обители. Помимо школы действует и одноимённый колледж. Сегодня он также проходит государственную регистрацию. Воспитанницы монастыря летом ездят в паломничества и на отдых к берегу Чёрного моря.

Сейчас в монастыре достраивается несколько храмов, в том числе и надвратный храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. В планах строительство храма в честь святых Царственных страстотерпцев с внешней стороны обители поодаль от восточной стены.

Наших пилигримов впечатлили гостиница и трапезная для паломников, сооружённые из дюжины железнодорожных пассажирских вагонов. Можно представить каких трудов стоил их подвоз и установка, если до ближайшей железной дороги расстояние в десятки километров! Наша паломническая группа разделилась на две части для экскурсии по обители. По окончании осмотра достопримечательностей все сосредоточились в монастырской лавке, где помимо книг и икон можно приобрести продукцию большого монастырского хозяйства.

В четыре часа дня в Успенском храме началось вечернее богослужение. Храм наполнился церковным народом. Наши паломники молились вместе с монахинями, другими прихожанами и воспитанницами приюта.
Чудесный солнечный день подошёл к концу. Осенью смеркается рано и по окончании службы все из храма выходили уже почти в ночную темноту. Наших паломников поразили уют и семейная атмосфера обители. Нагруженные монастырскими дарами, водой из источника, а главное впечатлениями все разместились в автобусе и отправились в обратный путь. Настроение не испортили даже гигантские пробки из-за дорожных работ на подъезде к Москве.

Текст: Сергей Савкин
Фотографии: Мария Шуранова, Тамара Миронова