Паломничество в Русский Иерусалим

Средневековая Русь. Закончился тягостный период монгольского ига. Мелкие, вечно враждующие между собой, уделы постепенно объединены в большое государство со столицей в Москве. Великий князь Иоанн III женится на Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Византийский двуглавый орёл становится гербом Руси Московской. Внук Иоанна III – Иоанн IV Васильевич принимает титул «царь» (цезарь), который традиционно ассоциируется с титулом римского, а затем и византийского императора. Древняя Русь постепенно превращается в Россию. Всё это происходит на фоне окончательного порабощения некогда великой Византийской империи турками и многовекового турецкого ига православных балканских народов. Незадолго до падения Константинополя греки приняли унию с Римско-католической церковью и в глазах москвичей потеряли репутацию хранителей чистоты Православной веры. И хотя впоследствии греки унию отвергли, итогом отступничества Константинопольской Церкви стала автокефалия Церкви Русской, и в 1589 году на новоучреждённый Московский патриарший престол заступил святитель Иов. Кризис Католической церкви привел, в конечном счёте, к появлению протестантизма и долгой эпохе религиозной смуты на Западе.

Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей пишет великому князю Василию III и позже царю Иоанну Васильевичу послания, ставшие впоследствии знаменитыми, где в частности говорится: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Идея Москвы как Третьего Рима постепенно овладевает сначала русской общественной верхушкой, а, особенно после преодоления нестроений Смутного времени, и широкими народными массами.

Восприятие России как единственного православного царства совпало с осознанием Москвы как центра всего православного христианского мира. В православном мироощущении образ Иерусалима присутствовал постоянно благодаря богослужебным текстам и песнопениям, рассказам немногочисленных паломников о местах земной жизни, крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, реликвиям, привозимым на Русь с православного Востока. Болезненно переживалось владычество в Палестине иноверных захватчиков. В России всё более крепнет стремление создать некоторое подобие почитаемых мест Святой земли, самого Иерусалима, на русской земле.

Первым проектом воссоздания храма Гроба Господня в России стала идея сооружения церкви «Святая Святых» в московском Кремле во время правления царя Бориса Годунова. По разным причинам замысел не осуществился.

К намерению вернулись при государе Алексее Михайловиче Романове. По инициативе патриарха – реформатора Никона в 1656 году под Москвой на реке Истре началось воссоздание комплекса святых мест Палестины. В связи с этим река Истра была переименована в Иордан (или Иордану). Сам монастырь, названный Ново-Иерусалимским, стал возводиться на холме названным Сионом. Холм к востоку от него наименовали Елеоном, к северу располагался холм Фавор. Окрестные деревни наименовали различными библейскими названиями: Рама, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея. Близ Ново-Иерусалимского монастыря был основан женский Вифанский монастырь. Главный храм монастыря – собор Воскресения Христова был создан по образу Храма Гроба Господня. Для этого во Святую Землю отбыла специальная депутация, промерившая храм в Иерусалиме. Собор украсили традиционными для России луковичными куполами. Храм уникален тем, что к 14 первоначальным приделам добавлено ещё 15. Предполагалось, что в храмах обители общее число престолов составит 365 – по числу дней в году. Каждый день годового круга богослужение должно было совершаться на отдельном престоле – таково было представление русского человека о порядке богослужений в Константинопольской Святой Софии. Таким образом в Воскресенском соборе, всем храмовом комплексе монастыря сочетались черты не только Храма Гроба Господня, но и потерянной византийской святыни. За главным престолом собора были устроены троны для пяти Восточных патриархов (Антиохийского, Александрийского, Константинопольского, Иерусалимского и Московского). Это должно было придавать храму общеправославный, вселенский характер. Рядом с собором воздвигли подземную церковь равноапостольных Константина и Елены, наподобие аналогичной иерусалимской, вырубленной в скале. Строительство завершилось к 1685 году. Патриарх Никон окончание строительства своего детища так и не увидел (он умер в опале, по пути из ссылки в 1681 году).

Монастырь изначально был задуман как патриаршая резиденция. В XVIIIXIX веках обитель росла и развивалась. Ново-Иерусалимский монастырь стал одним из центров паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек.

Монастырь закрыли в ноябре 1919 года. С 1921 года на его территории была организована работа музея.

Но максимальный ущерб монастырю нанесли не годы правления атеистов, а гитлеровская агрессия. За две недели своего пребывания солдаты дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор, уничтожили многие другие памятники архитектуры.

После освобождения от нацистов в монастыре начались восстановительные работы. Восстановительно – реставрационные работы с разной степенью интенсивности продолжались вплоть до 1990-х годов. В 2008 году по инициативе Российского руководства начались полномасштабные работы по полному восстановлению архитектурного ансамбля монастыря, которые планируется завершить к 2017 году.

С 1994 года началось возрождение обители. Монашескую братию ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря ныне возглавляет наместник игумен Феофилакт (Безукладников).

Параллельно монастырю на территории обители действует музейно – выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

31 января 2015 года большая группа прихожан нашего храма, в главе со священником Павлом Каревым посетила славную обитель. Восстановительные работы близятся к концу и хотя не всё ещё сделано, но уже можно увидеть окончательный вид монастыря, поразиться глубине задуманного его основателем. Новый Иерусалим не копия Святой Земли, а её икона, соединившая в себе и образ Иерусалима Горнего, Иерусалима Царства Небесного, Иерусалима будущего века. Комплекс монастыря это как бы воплощённый в камне символ Христова Воскресения, Святой Пасхи Господней. Не случайно в обители весь год, кроме дней Великого поста, звучит приветствие: «Христос воскресе!».

История монастыря, история России, личность патриарха Никона, сам монастырский комплекс в величии своего замысла – целокупно представляют собой прекрасный повод и помолиться, и поразмышлять о священстве и царстве, о судьбах России, её призвании в контексте Божьего Промысла, и о месте в нём каждого из нас.

Сергей Савкин