Богоявленский храм и Никольская улица

В субботу 21 января состоялась экскурсия для наших прихожан в храм Богоявления и пешеходная экскурсия по Никольской улице.

Возглавил группу наших прихожан священник Павел Карев.

Желающие принять участие в Божественной литургии собрались в храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе в 8:30 утра. Те, кто хотели попасть только на экскурсию собрались у храма около 10:30. Нашим экскурсоводом стала сотрудница прихода Евгения Арамовна.

Богоявленский монастырь традиционно считается древнейшим в Москве. Копийная книга монастырских актов относит основание обители к 1296 году. Рассматривается появление монастыря одновременно с Даниловым в 1298-1299 годах. Основал обитель святой благоверный князь Даниил Московский, сын святого благоверного князя Александра Невского. Монастырь находился на водоразделе рек Москвы и Неглинной. К Неглинке от обители вела небольшая улочка, где на реке в день Богоявления могло совершаться великое освящение воды. Главный вход в монастырь располагался с запада, со стороны традиционно располагавшегося здесь торга, отсюда первоначальное название монастыря «что за Торгом». Со временем монастырь стали называть более точно – «что за Ветошным рядом». По преданию одним из игуменов здесь был Стефан – старший брат преподобного Сергия Радонежского.

Около 1313 года в Богоявленской обители принял постриг будущий митрополит Алексий и длительное время там подвизался. Строения монастыря первоначально были деревянные, каменный Богоявленский собор был выстроен на рубеже XIV и XV веков. В своей истории монастырь неоднократно страдал как от пожаров – страшных стихийных бедствий того времени, так и от иноземных нашествий, сопровождавшихся насилием и грабежами.

В подвалах собора после беззаконного судилища пребывал святитель Филипп (Колычев), отсюда отправленный в ссылку в Тверской Отроч монастырь.

В 1685 году греческие братья Иоанникий и Софроний Лихуды основывают здесь школу, которая после слияния со школой Симеона Полоцкого и переезда в Заиконоспасский монастырь поблизости становится знаменитой Славяно-греко-латинской академией.

В 2007 году по инициативе греческого правительства перед стенами обители установили памятник братьям-просветителям известного скульптора В. М. Клыкова.

После пожара 1686 года архитектурный ансамбль монастыря отстраивается в стиле «нарышкинского барокко». Верхний престол освящён в честь Богоявления Господня, нижний в честь Казанской иконы Божией Матери. Боковые приделы освящены в честь Андрея Первозванного, священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого.

До конца XVIII века, когда захоронения в черте города Москвы в связи с эпидемией были запрещены, формируется некрополь высшей аристократии (захоронения представителей таких знатных фамилий как Голицыны, Шереметьевы, Салтыковы, Долгоруковы, Ромодановские, Репнины). Соответственно, в обитель делаются богатые пожертвования.

В конце XVIII века Богоявленская обитель становится местом пребывания викарных архиереев Московской епархии.

После наполеоновского нашествия, епископ Августин (Виноградский) выбрал этот монастырь из-за того, что при французах он сравнительно слабо пострадал и его почти не затронул пожар 1812 года.

В начале ХХ века в обители славно потрудился знаменитый архиерей – Епископ Трифон (Туркестанов), которого за дар проповедничества прозвали – «московский Златоуст».
В начале 1920-х годов революционные власти монастырь закрывают. В 1930-е годы разоряются захоронения. В монастырских постройках размещались различные советские учреждения. Многие строения перешли в ведение структур государственной безопасности.

К концу 1980-х постройки монастыря и, в первую очередь, собор находились в обветшавшем состоянии, был утрачен купол.

В 1990 году возродилась приходская община. В 1991 году собор передали Церкви. Возобновились богослужения. В Богоявленском соборе в 1990-е годы проводились реставрационные работы. Сегодня в самом соборе реставрация в целом завершена. Идёт восстановление и ремонт приходских построек. Нынешняя территория бывшего Богоявленского монастыря на ¾ меньше дореволюционной. К Богоявленскому храму приписана часовня Иверской иконы Божией Матери, что в Воскресенских (Иверских) воротах у Исторического музея. При приходе функционируют Воскресная, хоровая и иконописные школы. Общину храма возглавляет протоиерей Геннадий Нефёдов.

Экскурсия по храму началась с подвальной части. Наши прихожане увидели, как постройка конца XVII века утверждена на более древних фундаментах. В крипте на полу разложено то, что осталось от некрополя: надгробные плиты, части отделки, каменные гробы-саркофаги. На паломников произвели впечатление остатки трапезной печи, в стенки которой за столетия использования прочно въелась копоть. Богослужение проходило в нижнем – Казанском храме, и, любезный экскурсовод показала нашим прихожанам верхний, собственно Богоявленский храм, с необычным декором в виде лепнины на библейские сюжеты рубежа XVII – XVIII веков.

После подкрепления чаем с очень вкусной выпечкой наши паломники совершили пешую экскурсию по Никольской улице. Провела её экскурсовод Инна (во Святом Крещении – Ирина), с которой наши пилигримы хорошо познакомились в поездке в Переделкино.

Никольская улица – одна из старейших в Москве. Своё название улица получила от Николо-Греческого монастыря (Николы старого). Монастырь, первое упоминание о котором относится к концу XIV века, был местом пребывания греческих церковных делегаций и в веке XVI – фактическим подворьем греческих афонских монастырей. Главный храм монастыря – Никольский собор – в советское время снесли. Другие монастырские постройки сохранились, но об их прежнем статусе сейчас свидетельствует лишь колокольня над одним из доходных домов.

Осмотр улицы начался с места, где некогда располагался Печатный двор (Никольская дом 15). Первая русская типография здесь была основана в 1553 году при царе Иване Грозном, и именно здесь первопечатник Иван Фёдоров в 1564 году напечатал первую русскую книгу – «Апостол». Здание неоднократно перестраивалось. В начале XIX века прежние постройки были разобраны и на их месте возвели новое строение, в модном тогда псевдоготическом стиле, в декоре которого активно использовались мотивы древних зданий Печатного двора. До революции здесь располагалась Синодальная типография, а сегодня Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета.

По адресу Никольская улица 17 в 1873 году по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова была построена гостиница «Славянский базар», более известная одноимённым рестораном. В Москве, с её традиционными трактирами, фешенебельный ресторан с европейским обслуживанием и русской кухней произвёл фурор и стал одним из самых модных заведений. Здесь в 1897 году после долгих обсуждений К. С. Станиславский и В. И. Немирович – Данченко решили создать Московский Художественный театр. Гостиницу давно закрыли, а ресторан даже в советские годы продолжал радовать посетителей, пока не сгорел в 1993 году.

Программа экскурсии оказалась очень насыщенной и какими-то местами пришлось пожертвовать (например, печально известным «Расстрельным домом» Военной коллегии Верховного суда СССР).

После исторической аптеки Феррейна, через Третьяковский проезд, названный в честь известных меценатов братьев Третьяковых, наши прихожане прошли к памятнику Ивану Фёдорову в Театральном проезде, окруженному со всех сторон бутиками дорогих автомобилей.

Вернувшись на Никольскую и двигаясь в сторону Красной площади наши экскурсанты посетили Заиконоспасский монастырь. Обитель была основана в 1600 году при царе Борисе Годунове. Своё название монастырь получил оттого, что располагался за иконными лавками. С 1665 года монастырём управлял известный просветитель – Симеон Полоцкий, основавший здесь свою школу. В 1685 году сюда переехала основанная братьями Лихудами Славяно-греко-латинская академия. В 1814 году академию перевели в Троице-Сергиеву лавру, а в корпусах монастыря разместилось Заиконоспасское духовное училище. В начале 1920-х годов монастырь закрыли, а главный храм монастыря – собор Спаса Нерукотворного был захвачен раскольниками-обновленцами. В 1929 году богослужения в соборе также были прекращены. В 1930-х годах бывший храм использовался для организации телевизионного вещания. Впоследствии телевидение переехало на Шаболовку, но рядом с монастырём до сих пор действует один из офисов Российской телерадиокомпании.

Возрождение обители началось с 1992 года, когда возобновились богослужения. Сейчас монастырь имеет статус ставропигиального. Наместником монастыря с начала возрождения обители являлся игумен, а впоследствии архимандрит Петр (Афанасьев). В апреле 2016 года батюшка отошёл ко Господу. Ныне исполняющим обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря является иеромонах Даниил (Константинов). Первоначально в стенах обители хотели открыть Российский православный университет, но вследствие того, что многие постройки находятся в ветхом и аварийном состоянии от этой идеи отказались. До сих пор в ряде помещений, переданных монастырю, пребывают сторонние арендаторы. Из-за этого, а также ряда не решенных вопросов некоторые постройки не восстанавливаются и производят жалкое впечатление.

Конечным пунктом программы стали Верхние торговые ряды, ныне известные как ГУМ. Наши прихожане с интересом услышали рассказ о истории становления торговли в этих местах, строительстве новых магазинов, гениальном инженере Шухове, спроектировавшем крышу ГУМа ( а также знаменитую башню на Шаболовке), парфюмере из Франции Брокаре и его успешных маркетинговых ходах и о многом другом.
Одна из версий происхождения названия Китай-город называет в качестве исходного древнерусское слово «кита», что значит нечто плетёное или связанное в пучок. Предполагается, что так называли вязки жердей, используемые в качестве основы крепостной стены. В этом можно увидеть аллегорию истории и современности, как самой Никольской улицы, так и всего Китай-города, где храмы и монастыри перемежаются купеческими амбарами или модными бутиками, где высокая духовность причудливо переплетена с повседневной обыденностью и коммерческим расчётом.

В ГУМе наши прихожане тепло попрощались с замечательным экскурсоводом и разошлись по своим делам. Самые морозостойкие насладились при этом знаменитым гумовским мороженым.

Сергей Савкин