Пожертвование на ремонт храма





«Наши соседи» или пешком в соседние храмы. Часть 3

Зима, словно запозднившаяся гостья, никак не хочет уходить. Стоит задержаться на улице чуть дольше обычного, как тотчас нос и щёки начинают слегка постукивать игольчатые молоточки. Впрочем, солнце светит уже вполне по-весеннему, и это значит, что рано или поздно снежная королева сдаст свои позиции. В морозную субботу 17 марта большая группа прихожан нашего храма приняла участие в очередной экскурсии из серии «Наши соседи».

Начался поход с храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове. Желающие пришли ранним утром на Божественную литургию, остальные подтянулись к одиннадцати, ко времени экскурсии. После окончания богослужения наших паломников поприветствовал нынешний настоятель храма – протоиерей Борис Даниленко. Экскурсию провела сотрудница прихода Татьяна Васильевна.

Название местности – Старое Ваганьково – по одной версии связано с жившими здесь скоморохами и прочими увеселителями московских правителей («ваганами», в число которых включались, например, псари со множеством охотничьих собак), по другой версии происходит от мерных весов («вага» – весы), с помощью которых на находившейся поблизости заставе у брода реки Москвы уплачивался так называемый «ваганный налог». Со временем слободу затейников перенесли за речку Пресню, откуда возникло название Ваганьково (Новое Ваганьково) со знаменитым кладбищем. В XV веке Софья Витовтовна, жена великого князя Василия Первого, поставила здесь Государев Двор, а при нём небольшую деревянную церковь, бывшую впоследствии подворьем Николо-Пешношского монастыря, что под Дмитровом. В 1531 году великий князь Василий Третий воздвиг здесь уже каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Храм строили под руководством итальянского архитектора Алевиза (Алоизио) Фрязина. В дальнейшем храм неоднократно перестраивался. К нему одно время была пристроена летняя церковь в честь Сорока Севастийских мучеников, впоследствии по причине ветхости разобранная, из кирпичей которой воздвигли нынешнюю ограду Никольского храма. О бывшей здесь церкви Севастийских мучеников напоминает сейчас памятный крест.

В 1812 году во время наполеоновского нашествия храм сильно пострадал от пожара. После восстановления церковь становится домовым храмом, входящим в комплекс зданий Дома Пашкова. В 1842 году здесь располагался Дворянский институт, с 1849 года мужская гимназия, а с 1862 года переехавший из Петербурга Румянцевский музей. В это время в храме часто молился великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Новый период в истории храма при Румянцевском музее начался с 1896 года, когда настоятелем здесь стал священник Леонид Михайлович Чичагов (будущий священномученик митрополит Серафим, убиенный на Бутовском полигоне и причисленный к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской) принявший священство под влиянием святого праведного Иоанна Кронштадского. При отце Леониде изрядно обветшавший и заброшенный храм капитально перестраивается и становится одним из известнейших в Москве того времени. В 1898 году отец Леонид принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братий Троицкой Сергиевой лавры, оставив Никольскую церковь на попечение своих духовных чад. В дальнейшем, уже став митрополитом, святитель Серафим помнил о своём первом храме и принимал участие в его благоукрашении.

Некоторое время директором Румянцевского музея был Иван Владимирович Цветаев – отец известной поэтессы Марины Цветаевой. По предложению И. В. Цветаева учреждается Попечительский совет храма святителя Николая. Возможно, в храме на богослужениях бывала и его дочь.

В 1924 году храм закрывается и отдаётся Ленинской библиотеке под склад. Иконы и внутреннее убранство церкви оказались полностью утрачены.
В 1992 году храм святителя Николая вернули Русской Православной Церкви. Под руководством священника Виктора Шишкина церковь восстанавливают, и в 1993 году воссозданный храм освятили. Из церковных святынь здесь храмовый образ святителя Николая, ковчег с частицей его честных мощей, деревянная скульптура святителя – Никола Можайский, храмовый образ преподобного Сергия Радонежского и другие.

После церкви святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове путь наших паломников пролегал на Арбатскую площадь. Здесь находились храмы святых Бориса и Глеба и святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот. Каменная церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба известна там с 1527 года. В 1763-68 годах по проекту архитектора К. И. Бланка на этом месте возвели фактически новый храм, шедевр архитектурного стиля барокко в Москве. Поначалу у храма помимо основного престола были приделы Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего, затем к ним добавились приделы Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и святой равноапостольной Марии Магдалины.

Храм святителя Тихона Амафунтского был известен с конца XVII века. Первоначально церковь была с приделом святителя Николая Чудотворца. В 1756 году храм перестроили и дополнили приделом Воскресения Словущего.

Все храмы в советское время были закрыты и разрушены в 1930-33 годах «в связи с реконструкцией Арбатской площади».
В 1997 году на месте храма святых Бориса и Глеба установлен памятный знак, а на месте, где примерно находилась церковь святителя Тихона Амафунтского, построили храм-часовню в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Церковь-часовня имеет также придел в честь святителя Тихона Амафунтского. Архитектура новосозданного храма частично повторяет форму разрушенных зданий. Здесь организована церковная лавка с большим ассортиментом книг и икон. Церковь-часовня приписана к храму Вознесения Господня (Большого Вознесения) у Никитских ворот. Исполняющим обязанности настоятеля храма-часовни назначен клирик церкви Большого Вознесения протоиерей Борис Давыдов.

Конечной точкой паломничества наших прихожан стал храм преподобного Симеона Столпника на Поварской улице. Храм широко известен по кадрам кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Первое упоминание о церкви здесь относится к 1624-25 годам. Храм построен на месте более древнего, деревянного, воздвигнутого, предположительно, во времена царя Бориса Годунова. В 1676 году церковь была перестроена в стиле русского узорочья. Главный престол здесь освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, отчего первоначально церковь называлась Введенской. Постепенно были пристроены приделы преподобного Симеона Столпника и святителя Николая Чудотворца, который затем был переосвящён во имя святителя Димитрия Ростовского. Храм слыл «венчальным». Здесь венчались граф Н. П. Шереметев и его крепостная, актриса П. И. Жемчугова-Ковалёва (тайно), С. Т. Аксаков и О. С. Заплатина, К. П. Победоносцев и Е. А. Энгельгардт. В последние годы жизни прихожанином храма был живший поблизости Николай Васильевич Гоголь.

В 1934-38 годах церковь захватили обновленцы. В 1938 году храм закрыли. Во время прокладки проспекта Калинина (сейчас улица Новый Арбат) храм предполагался к сносу. Этому воспрепятствовал архитектор-реставратор Л. И. Антропов, забравшийся в ковш экскаватора и не позволивший разрушить церковь, пока ему не привезли охранную грамоту от министерства культуры. В 1966-68 годах здесь провели масштабную реставрацию, восстановили внешний облик. Но кресты на куполах шокировали советских чиновников и их велели снять. Здание использовалось для разных целей. Здесь размещалась мастерская «Мединструмент», затем выставочный зал Всероссийского общества охраны природы, проводились выставки мелких животных и птиц, отчего стены пропитались соответствующими запахами. В «перестройку» в стенах бывшего храма размещали экспозиции живописи и народного творчества.

В 1991 году храм возвратили Церкви. Настоятелем был назначен протоиерей Сергий Никитин. Регулярные богослужения начались в 1992 году. С 1995 года проводятся работы по восстановлению внутреннего убранства храма, полностью утраченного в советское время. Кресты с куполов вернули на своё законное место. Пока освящён только престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Предел преподобного Симеона Столпника в целом восстановлен, но пока не освящён. А к восстановлению предела святителя Димитрия Ростовского ещё не приступали.

Экскурсию по храму нам провёл протоиерей Димитрий Солонин. Батюшка является помощником начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации по работе с верующими военнослужащими и в церкви Симеона Столпника исполняет послушание внештатного клирика. Помимо истории храма священник очень интересно рассказал о формирующемся институте военного духовенства, его буднях, успехах и трудностях. Наши прихожане с сожалением узнали, что монастырь, где подвизался святой Симеон, находящийся на территории истерзанной гражданской войной Сирии, сейчас захвачен террористами и превращён в центр подготовки смертников. Сохранились ли остатки столпа, на котором подвизался древний аскет, достоверно не известно. На прощание отец Димитрий подарил нашему приходу небольшую икону преподобного Симеона.

Сергей Савкин