Пожертвование на ремонт храма





«Храм+музей» (5)

В субботу 30 марта большая группа прихожан нашего храма совершила очередную экскурсию из серии «храм+музей». Наши паломники посетили церковь святителя Николая Чудотворца в Толмачах и экспозицию древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.

На юге дореволюционной Москвы располагались слободы, населённые профессионалами различных видов деятельности. Так в Кадашах, жили бондари, в Пыжах – стрельцы Пыжёвского полка, а в Толмачах, соответственно, переводчики Посольского приказа. Первое упоминание деревянного Никольского храма с небольшим приделом в честь святого Иоанна Предтечи датируется 1625 годом. Постепенно в Замоскворечье стали селиться купцы. Благосостояние жителей значительно повысилось и повсеместно вместо деревянных церквей стали строиться каменные храмы. В 1697 году купцы Лонгин и Кондратий Добрынины возводят на месте деревянного Никольского  храма каменную церковь с главным престолом, освящённым в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. В честь святителя Николая освятили дополнительный придел, и по старой памяти весь храм продолжали называть Никольским. В 1770 году по ходатайству прихожанки Екатерины Демидовой при церкви был устроен ещё один придел. Он был задуман для прославления чтимой иконы Богородицы «Утоли моя печали», но, в итоге, его освятили в честь Покрова Божией Матери.

Ужасы Наполеоновского нашествия не обошли стороной Никольский храм. Все ценности церкви были предусмотрительно спрятаны настоятелем. Но на паперти французы зверски убили церковного старосту, осквернили алтарь. После пребывания захватчиков бесследно исчез антиминс. Хотя знаменитый московский пожар 1812 года и уничтожил окрестные постройки, но здание храма не пострадало.

Постепенно, через несколько месяцев после освобождения от иноплеменных, возобновилось богослужение. В 1834 году капитально перестроена трапезная и колокольня. В 1851 году в Лаврушинский переулок переехало семейство Третьяковых, и в дальнейшем представители этой знаменитой фамилии активно принимали участие в приходской жизни. В храме отмечено место, на котором на богослужениях молился основатель галереи Павел Михайлович Третьяков.

После революции в 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей новые власти реквизировали 157 килограммов изделий из драгоценных металлов. В 1929 году храм закрыли. Вплоть до 1990-х годов здесь размещались различные службы Третьяковской галереи. Живопись и внутреннее убранство храма были полностью утрачены. Вокруг церкви воздвигли помещения Инженерного корпуса Третьяковки.

Богослужения в храме возобновились в 1993 году. К 1997 году были восстановлены иконостасы, киоты и настенная живопись. В настоящее время храм является одним из залов Третьяковской галереи, но в богослужебное время открыт для желающих принять участие в церковных службах. Здесь в специальном киоте пребывает чудотворная Владимирская икона Божией матери, иконы XVII-XX веков, ковчежцы-мощевики. Настоятелем церкви является протоиерей Николай Соколов, кандидат богословия, декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, профессор, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета кафедры библеистики ПСТГУ.

Утром в субботу 30 марта литургию проводили клирики храма, а настоятель, отец Николай Соколов, принимал исповедь. После богослужения наши паломники приложились к святыням и проследовали на экскурсию. В этом году значительная часть экспозиции зала древнерусского искусства Третьяковки вывезена на выставки, но и то, что осталось, стало предметом отдельного, весьма обстоятельного разговора. Экскурсовод Ольга Константиновна Шикалова рассказала об особенностях византийской иконописной манеры и основных иконописных школах древней Руси. Для многих наших паломников, например, стала неожиданностью информация, что самая известная в мире икона – «Троица» преподобного Андрея Рублёва была практически утрачена в результате варварской реставрации XIX века. Профессиональная реставрация, проведённая в 1918 году по благословению святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в мастерских Игоря Грабаря, несколько исправила ситуацию. Утраты, тем не менее, столь значительны, что иные произведения искусства при подобных обстоятельствах не выставляются для широкого обозрения.  Но икона является единственной работой великого иконописца, авторство которой задокументировано и общепризнано. Это, а также всеобщее почитание, и определило текущее экспонирование. Раз в год, в праздник Святой Троицы, шедевр великого мастера приносится из зала древнерусского искусства в храм святителя Николая в Толмачах.

Сергей Савкин.