Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в праздник Воскресения Словущего за Литургией

26 сентября, в престольный праздник Воскресения Словущего, Высокопреосвященный архиепископ Истринский Арсений совершил в нашем храме Божественную Литургию. По запричастном стихе проповедовал клирик Алексеевского монастыря, протоиерей Артемий Владимиров.

С престольным праздником, вас, дорогие братья и сестры!

В день Воскресения Словущего мыслью мы переносимся в то время, когда чаяниями византийской императрицы Елены был воздвигнут и обновлен величественный Храм Воскресения, под сводами которого умещаются и Гроб Господень, и Голгофа. Спаситель пролил Свою дражайшую Кровь и восстал из мертвых, осветив вселенную светом Своего Воскресения. И само событие – возобновление (освящение) Храма Воскресения – было Пасхой для христиан IV столетия. Возрождение этого дивного храма, куда и по сию пору стекаются миллионы паломников, имело славу Святого Воскресения. Вот почему и у нас на Руси есть храмы в честь Воскресения Словущего, посвященные этому самому событию, которые позволяют нам поздней осенью праздновать Христову Пасху.

Все мы за вчерашней всенощной воодушевились и обновились душой и телом, и сейчас будем приступать к Евхаристической Чаше, с трепетом, покаянием и любовью приемля пречистое Тело и Кровь Христа Искупителя. Собирая наши мысли и чувствования перед этим мигом, который делает каждого верующего христианина и счастливым, и блаженным, поймем и уразумеем, что наш Творец, наш Искупитель и Судья благодатью Святого Духа таинственно входит в недра нашей природы. Он соединяется с нами, очищая, освящая и обоживая нас. Всякий знает, что мы – суть храмы Бога Живого. Христос в таинстве Причащения являет нам Свою целительную силу. Как реставратор. Он возрождает наши души и телеса, очищает их от всякой скверны плоти и духа. Поэтому, приступая к святому Причащению, будем молить Господа, дабы плоды Его благодати незримо явились внутри нас.

Бог воскрешает прежде всего наш дух – ту силу, которая не успокоится, покуда не найдет Господа Бога своего, не соединится и не сроднится с Ним в тайной молитве. Воскрешаемый дух являет себя и в действиях совести, становящейся хозяйкой нашего внутреннего мира. Благодать Духа Святого позволяет нам различать добро и зло на уровне помышлений и намерений. Тот, кто приобщается “не в осуждение“,  законом своего нравственного бытия полагает древнее слово царя Давида: “Бегай злаго, твори благо”. Сила Божия, осеняя наш дух, напечатлевает на нем такие расположения, которые не имеет никто, кроме сына Света, истинного христианина. Это чувство вездеприсутствия Божьего, и сознание собственной малости перед его величием, и благоговения перед его святыми, и спасительный страх как боязнь отлучится от Небесного Отца и потерять Его милость.  Тот, кто приобщается с верой, покаянием и любовью Святых Христовых Тайн, познает собственную  душу, которая становится царицей над телом, нашим бренным видимым естеством. Душа проявляет себя в деятельности ума, о котором говорит святой апостол Павел: “Мы имеем ум Христов“.

В Таинстве Причащения Бог высвобождает наш ум от круговерти и бремени ненужных, вредных помышлений, мечтаний. Ум человека молящегося должен быть прост и чист, и устремлен, как стрела, к области Божьего света. Сердце тоже не остается безучастным. Причастившись Святых Христовых Тайн, мы призваны иметь в себе те же чувствования, что и во Христе Иисусе, Господе нашем, как об этом говорит апостол Павел. Вместо самолюбия, обидчивости, мнительности – смирение, кротость, умение видеть свои недостатки и мысленно отдавать преимущество ближним. Сама воля, деятельная способность души, через таинство Причащения очищенная от вредных привычек и пороков, обретает целеустремленность, энергию, динамику. Так что закон Божий перестает быть для нас тяжестью и бременем, а душа одевается радостью, когда, понуждая самих себя, мы свершаем волю Божию, благую, угодную и совершенную. Наконец, причастившись, мы ощущаем, что тело наше немощное, обложенное недугами, как будто становится более легким. Неслучайно священник, приобщая нас, произносит такие вожделенные слова: “Во исцеление души и тела“. Мы приемлем Пречистые Тело и Кровь Христовы, и тело становится орудием души разумной и деятельной.

Вот так, приуготовляя себя, будем просить Господа Бога, дорогие братья и сестры, чтобы храм нашего естества сегодня в день Обновления Иерусалимского Храма был бы очищен, освящен, и Сам Христос воссел бы на престоле нашего сердца, делая нас христианами не по имени и званию, но по самой жизни и пребыванию в нас благодати Духа Святого. Аминь».